С 1 ноября 2023 года будет запущен механизм, автоматически предотвращающий продажу товаров с истекшим сроком или без документов. Эта продукция будет помечена специальным кодом.
Закон разработан Министерством промышленности и торговли.
Новый механизм будет иметь функцию блокировки всех продаж, не соответствующих установленным требованиям, а значит гарантирует качество, безопасность товаров.
Курбатова Екатерина, руководитель Центра сертификации Ростест Урал
Что такое маркировка, зачем она нужна
Маркировка товара, осуществляемая «Центром развития перспективных технологий» (ЦРПТ), является методом контроля, а также идентификации.
Контроль этот проводится при считывании специального знака (кода формата DataMatrix), размещенного на упаковке.
На шубы вместо DataMatrix «вешаются» КиЗы – RFID-метки.
Код маркировки (КМ) DataMatrix используется не только для ввода товаров в оборот, но и для отслеживания его пути от производства до факта продажи или списания.
Оборот кодов, а равно как и иные действия с маркированными товарами, осуществляются посредством единой государственной системы «Честный ЗНАК».
Эта система, в том числе, предотвращает продажу нелегальных или просроченных продуктов.
Как проходит маркировка:
- Производители маркируют продукт, вводят его в оборот с использованием маркировки для каждой единицы товара.
- Поставщики / импортеры сверяют DataMatrix в документации от производителей и передают информацию о приеме и продаже продукта в «Честный ЗНАК» для проверки.
- Розничные продавцы сверяют КМ в документации от поставщиков, направляют информацию о приеме товара в «Честный ЗНАК», выполняют продажу потребителю, выводя его из оборота.
Каждый вид имеет свой уникальный КМ DataMatrix. Так, меховые изделия маркируются с использованием RFID-меток, содержащих зашифрованную информацию о продукте, а сигареты, обувь, одежда, молочные продукты, вода маркируются двухмерными кодами DataMatrix.
За генерирование (создание) каждого КМ взимается оплата в 0,5 рублей без НДС.
Бесплатные коды предоставляются только для на стадии эксперимента по маркировке новых категорий товаров.
Какие товары войдут в категорию маркировки по автоматическому запрету на продажу
Обязательная маркировка преследует цели:
- борьбы с контрафактной, некачественной продукцией. Этот метод позволяет идентифицировать и отслеживать каждую единицу от производителя / импортера до потребителя, выявить и предотвратить продажу подделок, товаров неподходящего качества;
- повышения уровня безопасности потребителей. Маркировка содержит информацию о происхождении продукции, дате производства, сроке годности и других характеристиках. Потребители могут быть уверены в том, что покупают безопасные товары;
- предотвращения появления на рынке просроченной продукции. КМ позволяют отслеживать дату производства, срок годности каждой единицы продукции, чтобы предотвратить продажу товаров с истекшим сроком годности;
- повышения качества, безопасности продукта.
Рынок станет более «прозрачным» для потребителей, а контролирующим органам будет проще осуществлять свои функции, т.к. маркировка облегчает контроль соответствия продукции установленным нормам, позволяет осуществить мониторинг рынка, выявить нарушения и провести необходимые меры гос.надзора.
Обязательная маркировка – поэтапный процесс, который поможет достичь безопасности товаров для потребителей на рынке. Переход на этот механизм большей части продукции запланирован к 2024 году.