Мария Шиповалова, директор по персоналу и коммуникациям FM Logistic в России, на примере компании рассказала, как сократить текучесть кадров, повысить лояльность персонала и обеспечить безопасность трудовой деятельности.
Мария Шиповалова, директор по персоналу и коммуникациям FM Logistic в России
Штат FM Logistic в России насчитывает 7 444 человека. За прошедший финансовый год (2020/2021 гг.) показатель текучести кадров компании составил 27,1%, что на 3% лучше результатов предыдущего отчетного периода.
Средний показатель текучести кадров в логистической отрасли составляет порядка 40%.
«У компании хорошо проработана система обучения и развития персонала ― мы стремимся предоставлять все возможности для наших людей. Сотрудники со стажем более года уже обладают широким набором необходимых навыков и компетенций. Стоит отметить, что наши специалисты считаются в отрасли очень квалифицированными. Все это является следствием ведения грамотной политики нашей компании по подготовке кадров. Однако на данный момент мы стремимся удержать их в штате».
FM Logistic нацелена на долгосрочные отношения с сотрудниками. Логистический оператор награждает юбиляров, стаж работы которых превышает 20 лет в компании. Порядка 200 человек ежегодно получают подобные поздравления, 70% из них трудятся на складах.
Система заработной платы сотрудников склада строится на индивидуальной и коллективной мотивации. Индивидуальная подразумевает возможность сотрудника расти финансово внутри одной позиции. Также есть коллективная часть мотивации — премия, которая выплачивается на основе выполнения целей всей бригадой. Таким образом, в компании мотивируют сотрудников как на личный рост и развитие, так и на командную работу.
Для того чтобы работникам было комфортно добираться до платформ, организован корпоративный транспорт, который отправляется от нескольких станций метро и МЦД, а также из ближайших к платформе городов Московской области. Работникам доступно корпоративное питание или денежная компенсация обедов. После двух лет работы в компании предоставляется полис ДМС, включающий услуги стоматолога, также оформляется для детей сотрудников в возрасте от 2 до 17 лет. Кроме этого, уже через год каждому доступно страхование жизни и здоровья, в том числе от онкозаболеваний. Летом дети сотрудников могут отправиться в лагерь за счет компании.
В компании выстроена многоуровневая карьерная система. В среднем каждую ступень сотрудники проходят за три-четыре года. К новой позиции их готовят заранее ― они проходят программу обучения, которая включает в себя практический курс, онлайн-обучение и тренинги, а затем подтверждают достигнутый уровень. Также работники принимают участие в проектах по бережливому производству и проходят интеграцию в других подразделениях. Ежегодно около 100 человек назначают на руководящие позиции.
В 2020 году в FM Logistic стартовал проект «Желтые пояса», в рамках которого сотрудники предлагают свои идеи по оптимизации и улучшению процессов компании, а за наиболее успешную их реализацию им выплачиваются премии. Таким образом, были внедрены программы по оптимизации процесса сбора и переработки вторсырья, оборачиваемости паллет, а также по учету расходных материалов, сканеров и техники. Помимо этого, ежегодно реализуется более 150 проектов, направленных на улучшение различных показателей компании. Уровень вовлечения сотрудников в подобные инициативы непрерывно растет: в 2021 году 14,5% работников проявили интерес к поиску операционных и производственных потерь, в 2020-м этот показатель был менее 10%.
В компании существует система программ обучения и развития. 91% из них направлены на подготовку потенциальных руководителей на складах логистического оператора. Курсы для операционных руководителей в 2020 году прошли 170 сотрудников, 70% из них по итогам были назначены на новые должности или зачислены в резерв. В этом году 93 сотрудника прошли обучение, показатель по назначениям и резерву остался на том же уровне. По итогам принимается решение о назначении сотрудника на новую позицию или переводе в кадровый резерв.
В апреле 2021 года – марте 2022 года 35 млн. рублей будет потрачено на обучение сотрудников.
В отрасли в целом ощущается дефицит кадров, прежде всего это касается линейного персонала. Также можно отметить нехватку IT-специалистов и менеджеров проектов. Причин возникновения этой тенденции множество, сообщает госпожа Шиповалова. Большое количество людей переходят на работу в сегмент e-commerce ― в распределительные центры, дарксторы, курьерские службы. Некоторые трудятся удаленно в своих регионах. Не стоит забывать и о демографической ситуации в стране, которая пока не улучшается.
«Одним из приоритетов нашей компании является увеличение воронки кандидатов для работы на складах. При этом данные вакансии не требуют особой квалификации, мы ищем именно тех людей, которые хотят работать и разделят наши корпоративные ценности. В конце октября 2021 года мы забрендировали все автобусы для трансфера сотрудников, теперь на них нанесены QR-коды, считав которые, человек оказывается в чат-боте компании с актуальными вакансиями».
Производительность труда в компании рассчитывается с помощью WMS. Сейчас мы находимся в поиске еще более оптимального решения для измерения этого показателя. Однако, Мария Шиповалова не согласна с мнением, что эффективность российских сотрудников ниже в 2-3 раза в сравнении с другими странами.
«Чтобы подтвердить или опровергнуть данное заявление, необходимо изучить и сравнить числовые показатели производительности труда сотрудников из разных стран. Однако, по моим наблюдениям, россияне трудятся ничуть не хуже зарубежных коллег». Для измерения работы в компании используются KPI во всех подразделениях компании. По мнению Марии, для поддержания высокой производительности труда необходима четкая постановка задач, обеспечение всеми инструментами для их выполнения, а также создание условий, необходимых для производительной работы.
Проблема с кадрами, безусловно, является следствием образовательной системы. По словам спикера, логистические специальности должны быть шире представлены в средних специальных учебных заведениях. Подготовку будущих кадров следует ориентировать в том числе и на рынок электронной коммерции. «Привлекательность профессии логиста в целом необходимо повышать, несмотря на всплеск интереса к ней среди молодежи, особенно у абитуриентов вузов, которые понимают, что и сейчас, и в будущем эта специальность будет очень востребована».
Однако, прогнозы у Марии не самые благоприятные: «Ситуация с дефицитом кадров будет ухудшаться. Бизнес должен решать эту проблему сообща».