Директор компании SkySoft Дмитрий Нор рассказал, как грамотно выбрать компанию, которая  внедрит программное обеспечение, способное решить задачи бизнеса и сделать бизнес процессы более эффективными.

— Дмитрий, как IТ-технологии могут улучшать, делать более эффективной работу транспортных, логистических и таможенных компаний?

— Главная цель IT-технологий заключается в повышении эффективности бизнес-процессов и в целом бизнеса. В сфере таможенно-логистических компаний многие предприятия несут издержки. Зачастую это связано с отсутствием четкого порядка, системности. Например, на границе можно стоять в многочасовых очередях.

Что могут дать IT-технологии в этом случае? Предсказуемость и прозрачность. Например, машина везет из Минска в Москву большой объем скоропортящихся продуктов, а границу закрыли. Компания может внедрить IT-проект, который будет показывать все эти моменты заранее. Или водителю можно внедрить мобильное приложение, которое рассчитает, с какой скоростью лучше ехать, чтобы не стоять в очереди на МАПП. На литовско-белорусской границе была проблема, когда скоропортящиеся продукты, такие как рыба, торты, портились по причине многочасовых очередей на границе. Бизнес-союзы закрыли эту проблему с помощью внедрения IТ-приложения.

— Способны ли технологии решать задачи с сотрудниками транспортных компаний?

— Конечно! Во многих регионах работают международные перевозчики, имеющие офисы в разных городах и странах, и офисным сотрудникам сложно коммуницировать между собой. Для этих целей внедряются CRM-системы. Можно ограничить доступ по странам, например, у каждого отделения будут свои права, задачи.

—  Каким критериям должен отвечать IT-проект, чтобы быть успешным и эффективным?

Успешен тот проект, который решил поставленную перед ним задачу. Зачастую в тендерах по IТ-проектам участвует длинная цепочка людей, то есть ответственность размывается. У сотрудников нет мотивации внедрить качественный продукт, их главная цель — избежать наказаний в качестве лишения премий. Специалисты могут внедрить IТ-проект, которым будет неудобно пользоваться. Например, отдел закупок проводит тендер,  контролирует их другой отдел, а пользуется  решением вообще третий. По документам все хорошо, и, вроде, программа работает, но саму проблему IТ-технология не решает.

Это происходит потому, что у нас на рынке мало грамотных бизнес-аналитиков. Проект оценивает или менеджер по продажам, или проект-менеджер, которые могут не понимать суть работы компании клиента. В идеале аналитик должен изучить бизнес клиента, выявить проблему и поставить задачу команде разработки. Но у нас такой подход встречается крайне редко.

— Тогда логично задать следующий вопрос — как найти на рынке IT-компанию, которая сможет успешно внедрить эффективное ПО?

Для начала изучите сайт компании – сколько лет она на рынке, какие успешные проекты уже внедрила. Почитайте отзывы о компании и на их сайте, можете позвонить их клиентам. Посмотрите, в каких профессиональных мероприятиях участвует данная компания, есть ли амбассадоры бренда, которые освещают ее деятельность. Почитайте, что пишут о компании СМИ. Проверьте, нет ли ее в списке черных работодателей.

Затем позвоните и пообщайтесь с представителями организации — насколько эта компания сможет понять вашу задачу, задать грамотные вопросы. Поинтересуйтесь, как они будут решать эту задачу, поставьте четкий дедлайн, установите реперные точки.

Дмитрий, вы сказали, что рынку, точнее самим логистическим и таможенным компаниям, не хватает толковых бизнес-аналитиков. Что должно входить в бизнес-анализ?

Понимание процессов внутри клиентской компании. Возьмем таможню или логистику: надо понимать особенности работы таможенного оператора изнутри и под эти запросы искать ПО. В логистикедля четкой работы всех бизнес-процессов нужна эффективная CRM-система. Зачастую офисные сотрудники выполняют двойную работу, потому что заносят данные в разные системы, также в разных системах ведут учеты и т.д. Со всеми задачами должна справляться одна программа, которая будет корректно и без перебоев работать, когда ей одновременно пользуется много людей. Людям с программой должно работаться проще и быстрее, чем без нее.

— Как вы оцениваете на сегодня рынок IT-подрядчиков в России? Имеет ли смысл искать IT-компании, которые специализируются только на таможне, логистике?

— В России можно найти узких исполнителей, работающих в IT логистике. Тогда шанс внедрить ПО, решающее конкретно ваши задачи, значительно выше. Или ищите организацию с репутацией, которая специализируется на услуге, например, CRM. На рынке сейчас много посредников и организаций, у которых на сайте указано, что они предоставляют широкий спектр услуг, а по факту просто ищут проекты, которые идут им в руки.

Могу с уверенностью сказать, что IT-рынок становится с каждым годом более профессиональным и качественным. Слабые организации просто не выживают. Рейтинговые агентства ужесточили требования, требуя больше документов, реальных кейсов, в эти рейтинги теперь не так просто попасть.

Дмитрий, резюмируя, какие советы вы дадите логистическим и таможенным компаниям, которые ищут себе IТ-компанию для решения задач по автоматизации бизнес-процессов?

— Сначала самостоятельно в техническом задании опишите процессы вашей организации, если выбор исполнителя услуг осуществляется через тендер. Так поставщики услуг смогут сделать более качественное предложение. Если закупка не через тендер, то пригласите бизнес-аналитика с рынка. Далее выберите проверенную, надежную компанию, у которой  уже есть IT-проекты, желательно в вашей сфере деятельности.

Не нужно внедрять ПО ради внедрения. Ставьте четкое ТЗ с описанием проблемы, которую надо решить. Не скрывайте свои проблемы, узкие и слабые места в бизнес-процессах, чтобы вам помогли сделать бизнес более эффективным.

Текст Марина Сипатова