Корпоративное обучение укрепляет связи между отделами, позволяет сотрудникам говорить друг с другом на одном языке и понимать интересы и проблемы всего бизнеса в целом. Но все полученные в ходе обучения знания актуальны только в том случае, если они применяются сразу, а руководители являются лидерами изменений.

Эффективность корпоративного обучения

Индивидуальное и корпоративное обучение носят разный смысл и решают разные задачи. Для реализации собственных планов развития сотрудников, покрытия определенных областей знаний, которые нужны для дальнейшей работы, используется индивидуальный подход. В свою очередь, корпоративное обучение дает единую информационную среду, одинаковые знания, принципы, терминологию: сотрудники в организации начинают общаться на одном языке, а принятие решений происходит без временных потерь.

Артем Рогов, основатель SCM Академии

Многие компании начинают приходить к обучению сотрудников не по одному, а отделами, проектными группами и даже целыми компаниями.

Что это дает? Казалось бы, научи одного, он передаст знания остальным. На практике такого почти не бывает. Во-первых, без серьезного повода всех тяжело собрать. Во-вторых, не каждый человек — хороший оратор, который сможет выступить как профессиональный тренер. В-третьих, надо помнить, что мы воспринимаем информацию, исходя из своего опыта, компетенций, знаний: зачастую тренер вкладывает один смысл, а обучающийся интерпретирует его по-другому. И в случае банального «обмена опытом» получается испорченный телефон. Наконец, психологически человек больше доверяет стороннему эксперту, чем своему коллеге.

Между тем, когда менеджеры и специалисты в организации проходят единый тренинг, у них не остается предубеждений, что кто-то может неверно понимать специфику бизнес-процессов. Таким образом, при корпоративном обучении уходит еще и недоверие друг к другу: достигается эффект сплочения.

По мнению Павла Духницкого, преподавателя и руководителя отдела электронного обучения УЦ «Компас ВЭД», в любом обучении важна как правильная постановка цели и задач, решаемых в результате его проведения, так и мотивация обучающихся. Зачастую корпоративное обучение предполагает некий универсальный подход, когда разные сотрудники из смежных отделов обучаются по одной программе без учета индивидуальных особенностей их работы. Это приводит к снижению интереса получить и применить новые знания на практике. Корпоративные программы больше подходят в случае обучения нескольких сотрудников одного подразделения со схожим опытом работы и должностными обязанностями.

— В таком случае групповое обучение дает возможность не только получить новые знания от преподавателя, но и в режиме диалога поделится опытом с коллегами, — говорит Духницкий. — Индивидуальное обучение встречается чаще, так как в большинстве компаний опыт и трудовые функции сотрудников отличаются, и правильнее подобрать отдельную программу обучения под каждого из них.

Таким образом, по словам спикеров, какой формат образования станет предпочтительнее зависит от правильного планирования обучения с учетом индивидуальных потребностей каждого сотрудника.

Павел Духницкий, преподаватель и руководитель отдела электронного обучения УЦ «Компас ВЭД»

Особенности корпоративного обучения в логистическом сегменте

Логистика или даже цепь поставок — многогранная функция, она включает в себя сотни задач: планирование, организация работы складов, перевозки, клиентский сервис и многие другие. Даже будучи в одном логистическом подразделении, сотрудники могут не понимать работу коллег.

В рамках построения цепи поставок все отделы взаимосвязаны, а решения, которые принимаются в одном отделе, влияют на работу смежных подразделений. В итоге принятое в одном месте, казалось бы, эффективное решение, приносит большие убытки в другом.

Закупщик договорился о скидке с поставщиком упаковочной тары с условием забрать весь объем до определенного срока. По факту, свободных площадей не оказалось, а процедуру тендера не успеть провести — пришлось экстренно снимать склад дороже среднерыночной цены и хранить тару несколько месяцев. После этого пришлось перераспределять ее по нужным складам, что удвоило логистические операции, а соответственно, и расходы. В итоге проект оказался в минусе.

Работая на стратегические цели, иногда нужно принимать решение не в пользу собственных показателей эффективности, ведь главное — выполнение целей компании, а не отдельного подразделения.

В компании Coca-Cola в Ростове-на-Дону стоял вопрос: как собирать продукцию на складе при загрузке в машины.

Было два варианта.
Первый — отбирать продукцию от большего количества к меньшему, независимо от последовательности доставки. При такой сборке водитель тратит больше времени на поиск нужного продукта уже в городе.
Второй — сборка по заказам или «столбиками». На складе она занимает больше времени, но водитель быстрее находит и достает нужный продукт, соответственно, может обслужить больше клиентов.

Каждый отдел стоял на своем, отстаивая собственные KPI.

Для того, чтобы определиться с оптимальным вариантом работы сотрудники SCM Академии провели замеры сборки и разгрузки, смоделировали оба варианта в реальном рабочем процессе, оценили эффект на компанию. В итоге, было принято решение в сторону повышения производительности склада за счет водителей доставки, так как именно такой вариант давал больший финансовый эффект.

Сотрудникам логистики всех подразделений необходимо одинаковое понимание процессов в компании, которое можно получить только через общее корпоративное обучение.

Стоит обратиться к корпоративному обучению, если:

  • Внедряется новый процесс или проект, устанавливаются новые амбициозные цели;
  • Ротация сотрудников подразделения превышает 40% за год;
  • Общий уровень компетенций подразделения ниже установленной планки;
  • Показатели эффективности ниже лучших практик по индустрии;
  • Ваши встречи больше посвящены выяснению отношений, чем решению актуальных вопросов.

Тренды в сегменте корпоративного обучения

В последние несколько лет усилилась тяга компаний к развитию корпоративного образования. Зачастую за бизнес-обучение сотрудников в крупных компаниях отвечает внутренний университет с собственными обучающими материалами и штатными тренерами.

Однако сейчас на рынке формируется новый тренд — делегирование процесса обучения внешним провайдерам.

Преимущества привлечения сторонних образовательных проектов:

— Нет необходимости разрабатывать программы, держать в штате тренеров;
— Сокращение постоянных расходов, перевод их в переменные;
— Программы внешних провайдеров зачастую более насыщенная и многогранная, основанная на практике всего рынка, а не одной компании.

ТОП-5 тем для корпоративного обучения в цепях поставок:

Основы управления цепями поставок

Позволяет увидеть весь процесс как единую картинку и понять, какие процессы происходят внутри компании

Планирование и управление запасами

Компании начинают осознавать, что основа их деятельности — это планирование, и от него зависят все бизнес-процессы

Управление складами

Это большой и сложный механизм, который всегда можно оптимизировать за счет повышения пропускной способности и сокращения расходов, зачастую именно склад становится узким местом, который не дает бизнесу расти

Финансы для нефинансовых менеджеров

Вооруженные этими знаниями сотрудники думают не только об операционной деятельности, они начинают принимать решения с точки зрения финансовых показателей

Бережливое производство или Lean Management

В кризис компании осознали необходимость прививать культуру постоянных улучшений. Lean — это стремление к системному подходу и формированию непрерывного процесса создания ценности

Роман Гордиенок, руководитель УЦ «Компас ВЭД»

— Создание внутренней школы – это инвестиции в развитие с длительным циклом реализации. Формирование службы корпоративного обучения больше характерно для средних и крупных компаний. Представители микро- и малого бизнеса, как правило, не располагают необходимыми ресурсами и предпочитают обучать сотрудников в специализированных учебных центрах, либо не обучать вообще. Внутренняя школа может быть эффективна при наличии методологии и специалистов соответствующего уровня. В случае, если линейным руководителям в добавок к основным обязанностям вменяется еще и чтение лекций для младшего персонала – результат такого обучения не всегда будет положительным. При этом внешние образовательные провайдеры должны соответствовать основным критериям: наличие образовательной лицензии, материально-технической базы и квалифицированных преподавателей, которые, в свою очередь, постоянно повышают собственную квалификацию в такой динамичной сфере как логистика.

Онлайн-обучение

Несмотря на то, что многие раньше не доверяли удаленному формату обучения, за прошедший год онлайн доказал свою состоятельность. Теперь без дополнительных затрат на командировки можно обучать сотрудников со всей страны. В онлайне возможно формировать рейтинги учеников, делая процесс обучения прозрачнее.

Артем Рогов выделяет два основных формата онлайн-обучения:

1) В режиме реального времени на площадках Zoom, Skype, Вебинар.ру и др. с возможностью сразу же задавать вопросы тренеру.

2) Электронные курсы с записанными видео-уроками, материалами для самостоятельного изучения, заданиями, в том числе с возможностью общаться с тренером по возникающим вопросам.

По мнению Духницкого, в сфере логистики и ВЭД эффективнее остается очное обучение, потому что позволяет выстраивать коммуникацию преподавателя и обучающегося привычным образом. Онлайн-обучение может быть эффективным в случаях отдаленности учащегося от учебных центров, невозможности выделить фиксированное время на учебу в очном формате или в случае обучения по краткосрочным программам в рамках повышения квалификации по отдельным вопросам (в формате вебинаров или семинаров). Главным минусом онлайн-обучения будет более низкая мотивация обучающихся, их удаленность от преподавателя и сокурсников. Впрочем, эти недостатки могут быть нивелированы с помощью правильно выстроенной методологии обучения и коммуникации с преподавателем или тьютором.

Плюсы и минусы в очных и онлайн-программах

Очный формат- Интерактив и нетворкинг. Но в этом случае нужно подстраиваться под время проведения тренинга.

Онлайн — Возможность выбрать свою скорость обучения, время и место, где удобно учиться.
Электронный формат позволяет человеку заниматься вечером после работы, а главное — возвращаться к ним при необходимости освежить знания

Как добиться применения полученных знаний

К сожалению, иногда процесс обучения становится стимулом для сотрудника только на время и не несет практическую пользу в долгосрочной перспективе. Главная причина этому — непоследовательность. Успех любого обучающего процесса, независимо от его формата, заключается в нацеленности руководства на применение всех полученных знаний на практике.

Для того, чтобы сделать процесс обучения по-настоящему эффективным в SCM Академии предлагают сразу после обучения собрать учащихся и провести мозговой штурм:

— как полученные знания могут помочь их бизнесу?

— какие проекты нужно инициировать?

— какие показатели нужно ввести, какую документацию нужно составить?

Это позволит трансформировать полученные теоретические знания в практические навыки. Руководителю стоит зафиксировать все идеи и планы в протокол, определить ответственных за их выполнение и сроки реализации намеченного. Далее интегрировать эти планы в стандартные собрания подразделения по итогам месяца или квартала.

По словам руководителя УЦ «Компас ВЭД» Романа Гордиенка, важно создать в логистической компании систему наставничества для контроля применения новых знаний.

— Прокачивать навыки работы с конкретными логистическими моделями лучше в рамках специализированного корпоративного обучения. Получать общий ликбез – в рамках курсов повышения квалификации до 250 часов. А узнавать о последних тенденциях, трендах, технологических новинках и изменениях в законодательном поле – эффективнее всего на соответствующих семинарах, конференциях, в профильных СМИ и уже сегодня – телеграмм-каналах, — говорит Гордиенок.