В Санкт-Петербурге обсудили развитие Арктики в новых геополитических условиях и подвели итоги года

В XII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» приняли участие более 5000 человек в оф-лайн и он-лайн формате из 80 стран мира. Эксперты из разных государств на 56 деловых мероприятиях обсудили устойчивое развитие, международное сотрудничество и новые возможности в макрорегионе в период мировой нестабильности.

«Арктика — это крупнейшая свободная экономическая зона в мире. Сегодня в Арктике реализуется 621 инвестиционный проект, который принесет 1,6 трлн инвестиций. Уже вложено 277 млрд рублей. Это обеспечило  10 000 новых рабочих мест и должно обеспечить еще 35 000. По программе «Арктический гектар» землю получили более 3 тыс. участников, а заявки подали более 10 тыс. человек. 70% строят дома, 20% занимаются бизнесом на этой территории и  10%  — это сельское хозяйство», — сообщил Алексей Чекунков, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Особенное внимание было уделено Северному морскому пути. Сергей Иванов, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта сделал акцент на экологическом развитии СМП. «Минприроды России должно разработать критерии судоходства по Северному морскому пути. Эти критерии должны быть очень жесткими, возможно, самыми жесткими в мире, поскольку последствия разлива нефти в северных морях несопоставимы с Мексиканским заливом, например. Экология на первом месте, все остальное вторично», — считает Иванов.

Заместитель председателя госкомиссии по развитию Арктики Владимир Панов в своем выступлении сообщил, что, несмотря на сложную геополитическую ситуацию,  объемы перевозок грузов увеличиваются. Грузооборот Северного морского пути в 2022 году уже составил 32 млн, а до конца года увеличится до 34 млн тонн. В планах выйти на 80 млн тонн к 2024 году, а к 2030 году на 150 млн тонн. Чтобы это стало возможным, планируется увеличить ледокольный флот к 2030 году до 17 ледоколов.

«Северный морской путь это единственная  дорога,  в которой у России уникальные компетенции. Все это началось с  прорывных решений компании «Норникель». Они создали  сегодняшнюю реальность с точки зрения логистики», — резюмировал Панов.

Чекунков подтвердил, что для развития Севморпути требуются экстраординарные инвестиции и готовность наземной и флотской инфраструктуры. Безопасность судоходства по СМП будет обеспечивать новая спутниковая группировка, которая включает 12 новых аппаратов, новая гидрографическая инфраструктура, аварийно-спасательная инфраструктура. На это заложено 438 млрд. рублей.

В рамках форума прошли специальные торжественные мероприятия, посвященные 90-летию Главсевморпути при поддержке Росатома и конференция: «90 лет Северному морскому пути. Опыт прошлого – на службу будущему».

Неразрывно с темой развития Северного морского пути стоит задача обеспечения северных территорий жизненно важными грузами. Закон о северном завозе будет принят весной 2023 года. Это значимый документ, который важен для всех арктических регионов. Он введет понятие опорной инфраструктуры, и возложит на федеральный бюджет ее содержание. Будут узаконены бюджетные кредиты для регионов для обеспечения северного завоза. Работа с северным завозом будет максимально цифровизирована, что позволит увеличить горизонт планирования на 3 года и повысит его эффективность, сократит стоимость доставки, даст малому и среднему бизнесу возможность участвовать в этом процессе.

Особенно ярко на форуме прозвучала международная повестка. В мероприятии приняли участие ученые, общественные и государственные деятели из многих стран мира, которые заинтересованы в сотрудничестве по устойчивому развитию Арктики.

«Мы видим растущий интерес к Арктике и сотрудничеству в высоких широтах со стороны стран-членов БРИКС, ШОС, Латинской Америки, ближневосточного региона, стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Сложившаяся ситуация требует от нас перегруппировки, перехода к задействованию более широкого спектра методов и форматов международного взаимодействия с теми странами и организациями, которые разделяют наши подходы к устойчивому развитию региона», — говорит Николай Корчунов, посол по особым поручениям МИД России, председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета.

Николай Корчунов, посол по особым поручениям МИД России, председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета отметил, что ассоциация уделяет большое внимание развитию межрегиональной кооперации по реализации арктических проектов. МОО «Ассоциация полярников» был создан «Международный гуманитарно-просветительский центр «Полюса Земли», призванный привлечь внимание общественности к жизнедеятельности полярных регионов, передаче передового опыта, формированию нового кадрового состава, сохранению истории и культуры народов страны, развитию просветительской деятельности, решению задач в рамках устойчивого развития полярных территорий. Правительство Российской Федерации поддержало создание МГПЦ «Полюса Земли», включив в Концепцию председательства в Арктическом совете использование его возможностей для реализации потенциала молодежи в Арктике.

В ходе деловой программы были подписаны ряд соглашений: МОО «Ассоциация полярников» и Русского географического общества, МОО «Ассоциация полярников» и Россотрудничества, ПАО «ГМК «Норильский никель» и ГК «Росатом».

Деловая программа сопровождалась масштабной выставкой, где были продемонстрированы технические инновации для Арктики.

Пресс-служба АСПОЛ