Пандемия коронавируса вывела на поверхность тему устойчивого развития и устойчивых цепочек поставок.

Управлять балансом между экономическим, социальным и экологическим воздействием на окружающую среду и компанию, сохраняя высокое качество – вызов, вставший перед предпринимателями. А доверительные связи между поставщиком и заказчиком стали залогом создания устойчивой ценности в цепи ответственных поставок. 

«Горизонт событий» поговорил с одним из амбассадоров устойчивого развития сетей поставок в России Романом Козловым про важность устойчивой повестки в транспортно-логистической отрасли. 


Роман Козлов
Сооснователь Медиа Мастерской Марины Богомягковой, директорESG-Медиа


Устойчивая цепочка поставок – это управление экологическими, социальными и экономическими последствиями, а также поощрение передовой практики управления на протяжении всего жизненного цикла товара или услуги. 

Целью устойчивости цепочки поставок является создание и рост долгосрочной ценности для всех сторон. Благодаря интеграции принципов Глобального договора ООН, компании могут продвигать корпоративную ответственность и способствовать реализации широких целей устойчивого развития. 


— Роман, как повлияла пандемия на цепочки поставок?

— Локдаун затронул все бизнесы. 40% руководителей компаний по всему миру признали, что их логистические процессы не справились с вызовами пандемии, так как цепочка поставок отражается на каждом бизнесе. Прервались технологические процессы вплоть до остановки ряда производств по всему миру. Когда мир закрылся на локдаун, у всех был ограничен доступ к своим бизнес-процессам.


— Как вы считаете, пандемия повлияла на то, что в деловой повестке вперед выскочило понятие устойчивого развития?

— Однозначно — да. Устойчивость — краеугольный камень любого бизнеса, направленный на снижение рисков. Одной из основных причин бизнес-рисков являются партнеры. Предприниматель может отвечать за себя и свою организацию, но не может отвечать за другого человека. Так и появилось понятие ответственный партнер или ответственный поставщик. Предприниматель больше не может и не хочет рассчитывать на непредсказуемых партнеров. Для долгосрочного партнерства важно понимание общих правил игры, которые известны всем участникам цепочки. Сейчас это происходит следующим образом: крупные международные корпорации транслируют свои правила вниз, выстраивая ответственную сеть поставщиков. Обычно у таких компаний есть два основных документа, отражающих правила закупок и правила ответственного поставщика. Эти документы всегда в открытом доступе, чтобы потенциальные поставщики услуг могли с ними ознакомиться и понять готовы ли они уже сейчас к сотрудничеству или надо еще дорасти. 

— Какие требования предъявляются к ответственному поставщику?

— Существует 17 целей устойчивого развития и 169 задач. Каждый бизнес определяет для себя те цели и задачи, которым он сможет следовать и которые будет внедрять в свои бизнес-процессы. Для каждого бизнеса разные критерии и цели устойчивости, и часто у всех используется 17-ая цель «Партнерство в интересах устойчивого развития». Она играет объединяющую роль остальных целей. Именно исходя из выбора четких критериев для своей бизнес-модели, строятся взаимоотношения с партнерами и поставщиками. 


Без ответственных партнеров компании не смогут реализовать свой бизнес.

— На ваш взгляд, насколько в российских реалиях компании при выборе поставщиков, например в тендере, ориентируются на соответствие целям устойчивого развития?

— Нефинансовую отчетность, в которой отражаются цели устойчивого развития, пока не спрашивают. Но наличие правил ответственного поставщика может быть решающим фактором. Многие крупные западные компании понимают, что если у сотрудников компании — потенциального партнера — высокий уровень зарплаты, постоянное корпоративное обучение, современное ПО, страхование деятельности, соблюдение эконормативов при перевозке, то очевидно, что услуги такой компании будут стоить выше конкурентов, которые платят сотрудникам «в конверте». Захочется ли доверять свой дорогостоящий груз логистам и декларантам, которые слабо замотивированы делать свою работу? Конечно, до сих пор сэкономить на партнере, увеличив свою маржу, очень соблазнительно для многих компаний. Однако не стоит забывать про возрастающие риски, в том числе имиджевые. Если же компания планирует устойчивое развитие своего бизнеса, то она должна быть уверена в своих партнерах, и тогда стоимость услуг не будет основным фактором при выборе поставщика. 

— Для транспортно-логистической отрасли в каких целях заложен максимальный потенциал с точки зрения устойчивого развития?

— Инвестирование в ESG (environmental, social, governance, т.е. экологическое, социальное и корпоративное управление). Для транспортно-логистического бизнеса — это в первую очередь про людей и менеджмент, а также про современные технологии. Все три вектора равнозначны: компания не может эффективно работать, если сотрудники набивают декларацию вручную или считают на счетах. Также как не поможет инновационное ПО, если персонал не обучается и не повышает квалификацию. И если в компании слабый менеджмент, какое бы ни было ПО и персонал, все риски лягут на управление. 

— Что нужно от государства и участников рынка для создания комфортного климата для внедрения новых технологий и осознанных бизнес-процессов?

— От государства нужно, как всегда, две вещи. Во-первых, не мешать бизнесу драйверить развитие там, где все работает без дополнительного регулирования. Потребитель хочет качественный продукт, хорошую упаковку и чистый воздух около дома и голосует рублем. Бизнес вынужден подстраиваться и входить в экологическую и социальную повестку. И во-вторых, поскольку вся регуляторная деятельность лежит в области государства, то поддерживать бизнес законодательно там, где это требуется. 

— Должна ли быть какая-то сертификация ответственного бизнеса?

— Мы к этому придем рано или поздно. Уже есть мировые стандарты, например, ISO 28000:2007 / ГОСТ Р ИСО 28000-2019 стандарт безопасности цепей поставок и ISO 20400:2017 об устойчивых закупках. Они могут быть не обязательными, но для многих клиентов их наличие может стать решающим фактором в решении о дальнейшей работе. 

— Устойчивое развитие – тренд, пришедший к нам с Запада. Насколько российский компании готовы воспринимать эту ментальность?

— Считается что, это западный тренд, но если посмотреть на наши крупнейшие компании, то они давно в этой повестке. Загляните в отчеты «большой четверки» телекоммуникационных компаний, компаний добывающей промышленности, крупного ритейла — там везде отражены цели и задачи устойчивого развития, прописаны четкие правила для поставщиков. Наши передовые компании уже давно развиваются на принципах устойчивого развития, потому что это нормальное человеческое желание чувствовать себя спокойно среди партнеров. 

Кроме того, в Советском союзе принципы устойчивого развития были более явно выражены, чем на Западе. Ранее, как вы помните, индустриальная Америка громко заявляла, что на пути к тотальному капитализму и росту экономики им «плевать» на последствия. Для нас принципы устойчивости были естественны всегда. Тем более сейчас, в неопределенной среде, когда каждый день бросает новые вызовы, важно опираться на ответственных партнеров, которые думают с тобой в одном направлении. 

— Какой процент бизнеса уже вовлечен в повестку устойчивого развития?

— Год назад на транспортно-логистическом форуме я спросил аудиторию, кто знает про устойчивые цепочки поставок. Из 100 присутствующих трое подняли руки, среди которых был преподаватель в ВУЗе, руководитель из крупной логистической компании и я. 

Но я, как коуч, работаю с руководителями и владельцами компаний, и, когда начинаю разговаривать об устойчивом развитии, понимаю, что они уже этой повестке советуют. Зачастую они не знают параметры и как их оценивать, но в своей деятельности идут в эту сторону. У многих владельцев бизнеса в России есть понимание ценностей устойчивости: они постоянно работают с персоналом; очеловечивают атмосферу внутри компании, обустраивают офисное пространство; занимаются благотворительностью и инициируют волонтерство, потому что чувствуют потребность в этом. Если начать разбирать «по косточкам», то очень многие уже придерживаются целей устойчивого развития, только не фиксируют это для себя и для других. 

— Соответствие устойчивому тренду требует от бизнеса серьезных ресурсов от финансовых до человеческих. Некоторые локальные бизнесы не способны выдержать эту гонку, то есть неизбежно будут уходить с рынка. Также с ростом автоматизации сокращается доля человеческого труда, но при этом сильно возрастает удельный вес ресурсопотребления. На ваш взгляд, все это вписывается в концепцию устойчивого развития мира?

— На эту тему можно много рассуждать и не найти однозначного ответа. Есть ряд компаний, которые активно позиционируют себя как устойчивые, хотя их род деятельности не назвать здоровым для общества. Поскольку подавляющее большинство производств наносят вред окружающей среде и мир пока не может отказаться от их продукции, их основной задачей становится уменьшение вреда и компенсация через улучшения в других сферах. Именно индикаторы устойчивого развития призваны оценивать вредное влияние таких компаний и их компенсацию. То есть они понимают, что их заводы коптят небо, но зато они ставят эффективные очистные фильтры на трубы, снижают электропотребление, высаживают деревья, расчищают свалки, перерабатывают отходы, заботятся о персонале, который работает на их производствах, и улучшают территории для проживания в своих локациях. 


Любой деятельностью мы наносим урон окружающей среде. И вопрос встает таким образом: что мы можем сделать, как восстановить и помочь той среде, которую мы затронули.


— Да, эти вопросы ценностей очень важно поднимать и бизнесу, и обществу. Как же бизнесу начать внедрять принципы устойчивого развития?

— Надо ответить себе на главный вопрос: чего именно я хочу? Если устойчивое развитие рассматривается как PR-модель, то можно продержаться на таком гринвошинге какое-то время, но при этом имидж-риски сильно возрастут. 

Все идет от самосознания того человека, который является лидером в той или иной группе. Если руководитель или совет директоров принимают решение построить устойчивый бизнес, то они собираются вместе и осмысливают, какие цели они могут реально отразить в своей деятельности, охватив всех стейкхолдеров, начиная от инвесторов и заканчивая потребителями – всех, кто влияет на продукт. Обычно выбирают от 3 до 7 целей, которые можно вписать в работу своей организации, даже беззатратным способом. 

Если человек понимает, зачем ему это нужно, то он пойдет к этой цели. Считается, что нужно 8% амбассадоров в организации, чтобы начались перемены. Методология же простая – разбираемся зачем, что именно и как сделать. Можно приглашать консультантов, но делать все равно придется все самим, потому что это ваш бизнес и вы за него отвечаете. 

— Какой период нужен, чтобы устойчивое развитие пришло в бизнес-сообщество основательно?

— Слишком много факторов, чтобы делать прогнозы. Как сказал заместитель генерального секретаря ООН по экономическим и социальным вопросам Лю Чжэньмин, пандемия коронавируса на десятилетия отбросила человечество в достижении целей устойчивого развития. К «пострадавшим целям» относятся цели из гуманитарного блока: из-за ограничений коммуникаций стало труднее доставлять продовольствие, воду и медикаменты в слаборазвитые страны. Но в то же время ничего не изменилось в кодексах поставщиков, в требованиях по закупкам, а реальные бизнес-модели только усилились. С этого пути уже не свернуть. Устойчивое развитие неизбежно для всех, будет ли конкретный бизнес к этому адаптироваться или нет. Для компаний, которые не будут менять свои требования и захотят обходить цели устойчивого развития, деньги будут стоить дороже. 

Мы сегодня потребляем в 1,7 раз больше ресурсов Земли, чем восстанавливаем. Мы не спасаем Землю — мы спасаем себя. 


Беседовала Дина Шакенова
Фото pixabay.com