Анна Фомичева

Анна Фомичева, основательница и руководитель группы компаний «Бизнес Логистика», автор трех книг о ВЭД, рассказала «Горизонту событий» о том, как разворачивает свою работу в сторону образования и почему ВЭД-специалистам важно развиваться в социальных сетях.

Анна, какие ключевые задачи на 2021 год вы поставили себе в работе?

— В настоящее время помимо того, что я являюсь членом в экспертной группы Общественного совета при ФТС России, я руководитель пресс-службы Межрегионального информационно-аналитического центра по проблемам безопасности цепей поставок (МИАЦ) – уникальной структуры, призванной обеспечить практическую поддержку участникам ВЭД. 

Поэтому в первую очередь, я ставлю перед собой задачи в просветительской деятельности с помощью организаций, в которых я принимаю активное участие, а также с использованием собственных мероприятий. Участники ВЭД нуждаются в квалифицированной поддержке профессиональных специалистов в вопросах международной торговли, финансов, права, таможенного дела, налогового администрирования. Необходимы специалисты, которые могли бы направить участников ВЭД. Сейчас мы работаем в условиях переходного периода: новые приказы и законопроекты, вводится обязательная маркировка товаров, меняются правила оформления грузов. 

Еще один момент, который имеет прямое отношение к участникам ВЭД – это сертификация. Почти половина органов и лабораторий не соответствуют условиям и требованиям, предъявляемым к аккредитованным лицам, и не могут быть включены в национальную часть единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, что в конечном счете приводит к удорожанию сертификатов на 50%, и увеличению сроков в 2-3 раза при оформлении сертификатов. Для любого предпринимателя это лавина информации, в которой с ходу не разобраться.

— Как пересекаются ваши цели и задачи участника Экспертно-консультативного Совета при ФТС и МИЭЦ? 

— В качестве участника Экспертно-консультативного Совета при ФТС конце года мы планомерно начали работу по открытию и запуску общественное движение в поддержку целей и задач Хартии добросовестных участников ВЭД. Так что сейчас идут переговоры, и я участвую в разработке этого проекта. Работа Хартии направлена на привлечение и разъяснение понятия «добросовестный участник ВЭД» и декларацию своих намерений о готовности переходить на белую сторону ВЭД. Основной целью общественного движения является создание предпосылок для установления участниками движения добросовестных форм осуществления своей внешнеэкономической деятельности, а также взаимодействия с партнерами, контрагентами и государственными органами. Само существование Хартии и участие в ней не является лоббированием интересов какой-то конкретной компании, это лишь декларация своих намерений вести дела прозрачным и честным способом.

Основной целью Хартии является создание предпосылок для добросовестных форм осуществления внешнеэкономической деятельности


— Какие основные задачи у Хартии добросовестных участников ВЭД?

— Очень важна работа по популяризации Хартии добросовестных участников ВЭД через представительства, целями которых являются: 

— Предоставление участникам ВЭД консультационной, информационной, правовой и иной помощи в рамках вопросов, касающихся взаимодействия с таможенными органами и иных вопросов, связанных с организацией и ведением внешнеэкономической деятельности. 
— Организация первичной экспертизы обращений участников ВЭД, подготовки экспертных заключений. 
— Анализ и обобщение проблемных вопросов, указанных в обращениях предпринимателей, изучение причин их возникновения. Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, разработка законодательных инициатив в сфере ВЭД. 
— Оказание помощи добросовестным участникам ВЭД в коммуникации с таможенными органами. 
— Оказание помощи в прохождении участниками ВЭД таможенных процедур. 
— Организация обучающей и просветительской деятельности по вопросам ВЭД для предпринимателей. 

— Анна, давайте перейдем к животрепещущему вопросу. Сейчас в топе обсуждений участников ВЭД Приказ Минфина «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций». Как, на ваш взгляд, он изменит работу?

— Мы находимся в переходном периоде и нужно понимать, ЦЭДы, возможно, будут висеть, базы данных и сервера давать сбои. Это будет касаться всех центров электронного декларирования. Уже сейчас есть проблемы, когда при отправке ДТ срабатывает алгоритмизация и декларация улетает в другие ЦЭДы. Но вместе с тем мы должны принять, что это неотъемлемая часть программы десятилетия – Стратегии развития таможенных органов до 2030 года. Программа есть, планы разработаны, работа идет, поэтому нам остается только учиться работать в новых условиях. 

— Не могу не спросить про рост фрахтовой стоимости. Как, на ваш взгляд, отразится нехватка контейнеров на бизнесе?

— Последствия одни – увеличение стоимости товара.

Нехватка порожних контейнеров, вспышки пандемии на погранпереходах – все это сильно затрудняет не только доставку, но и планирование логистики. На фоне этих проблем выросло количество спекуляций, коррупционных схем, а цены на перевозку увеличились более чем в 6 раз. Данные обстоятельства вызывают серьезные затруднения у бизнеса. Многие вынуждены отказываться от импорта продукции из-за рубежа, ввиду ее нерентабельности, после чего большинство компаний просто приостанавливает свою деятельность.

Транспортники пытаются компенсировать свои убытки, которые возникли из-за пандемии, форс-мажора и снижения грузопотока (вследствие перехода на малотоннажные суда) плюс воспользовались ситуацией, когда ж/д-перевозки подорожали и участники ВЭД массово стали переходить на доставку морем. Ситуация кардинально не изменится к весне точно, а вот к лету стоит ждать первых подвижек в сторону стабилизации.

— Анна, невозможно не отметить, как активно вы представляете себя в социальных сетях. Вы, пожалуй, самый яркий ВЭД-инфлюенсер в соцсетях. Почему вы делаете на это ставки? 

— В социальных сетях сегодня вся жизнь. Это очень удобный инструмент для бизнеса, установления взаимоотношений и поиска новых партнеров. Я не так верю в сайты, как в соцсети. Конечно, крупный бизнес не такой активный пользователь соцсетей, но тем не менее, и они понимают, что соцсети – это прямой доступ к аудитории.

— На ваш взгляд, какой объем аудитории, заинтересованной в ВЭД, в Instagram и TikTok? И как вы оцениваете аудиторию в социальных сетях? 

— Сейчас в соцсетях начинающий бизнес, которые спрашивают советы, задают вопросы по деятельности. Но нельзя со счетов скидывать и уже работающий бизнес, поэтому я работаю в соцсетях с разными сегментами. Самое главное они откликаются, а значит — я на верном пути. 

В том числе сейчас я захожу в ТикТок, несмотря на кажущуюся молодую аудиторию, но экспертные блоги развиваются и находят там своих зрителей. В прошлом году хэштег #бизнес набрал более 1.4 миллиарда просмотров, #бизнесскитаем порядка 50 миллионов просмотров, #ВЭД — 150 млн, #логистика — 40 млн просмотров. Но самое интересное — это рост взрослой и платежеспособной аудитории за период карантина. По данным Mediascope, 20 % аудитории сети старше 45 лет, 20 % от 35 до 45 лет. У 30 % аудитории доход ваше среднего, у 37 % — средний. 

— Вы можете оценить количественно эффект от присутствия в социальных сетях?
— Моя аудитория достаточно обширная по всем каналам связи: YouTube, социальные сети, семинары, статьи, форумы для популяризации ВЭД. Поэтому обращений очень много, просто консолидируются они через чаты или звонки. Ежедневно я получаю несколько заявок на консультационные справки, на обучение, на таможенную очистку.

Люди покупают у людей. Поэтому развитие личного бренда никто не отменял. Ведение социальных сетей помогает для продвижения себя как эксперта. Иначе я не вижу развития бизнеса. Реклама — это хорошо, но она не отражает внутренней сути человека. Невозможно просто прорекламироваться, возможно только доказать действиями. Хорошего специалиста по ВЭДу передают друг другу и верят человеку, а не рекламе.

— Почему вы сейчас разворачиваетесь в сторону консалтинга?

— В этом будущее. Я вижу необходимость комплексных решений для участников ВЭД, автоматизации и дигитализации процессов, построения схем цепочек. Мне это интереснее. Работа с производителями, подбор поставщиков (не только в Китае), построение финансовых моделей, составление аналитики по конкурентам, аналитика баз, безопасность цепей поставок, развитие Торгового дома в Китае – вот мои профессиональные интересы. Есть еще один потрясающий проект, о котором я пока не могу много говорить, но он вобрал в себя лучшее для бизнеса и ВЭД. Думаю, он перевернет рынок ВЭД.

— Будем ждать новостей о вашем новом проекте!