коронавирус
Ковид в море
Как пандемия привела моряков к гуманитарному кризису
Из-за ковида 200 000 торговых моряков застряли в море.
Глобальная торговля – главный стоп экономики. Какие бы кризисы не свирепствовали на суше, перевозка грузов не останавливается. До 90% мировых грузов перевозятся морем, и мало что может остановить или замедлить темпы международного судоходства. Однако на обеспечивающих глобальную торговлю суднах не все так гладко: пандемия коронавируса породила беспрецедентное явление – грузовым перевозчикам запрещен сход на берег.

Мореплаватели столкнулись с простым фактом: если один человек заразился, вирус легко распространяется в непосредственной близости от корабля. Военно-морские силы США установили порядок, который не позволял военным и гражданским морякам покидать свои корабли. Экипажи оказались в ловушке на борту своих кораблей без понимания, когда они смогут вернуться домой. Кризис смены экипажа направлен в обе стороны: некоторые не могут сойти с кораблей, другие не могут присоединиться к своим экипажам и вынуждены оставаться дома без денег.
По данным Международной морской организации (ИМО), в конце 2020 года около 400 000 моряков оказались на судах по всему миру на пике «кризиса смены экипажа». Сейчас эта цифра около 200 000. Однако третья волна коронавируса вызывает тревогу в отрасли.
Credit: Seaexplorer
Некоторые из моряков находятся в море в течение 20 месяцев, хотя 11 месяцев — это максимальный срок, разрешенный Конвенцией МОТ о труде в морском судоходстве.

Сейчас, по данным сервиса Seaexplorer, из-за новой вспышки Covid 304 судна простаивают на подходах к портам по всему миру в ожидании постановки к причалу, 101 порт работает с задержками.
Это также сказывается на имидже профессии мореходов. На фоне растущего спроса на морские перевозки из-за подъема электронной коммерции отрасль борется с нехватками кадров. Из-за сложившейся ситуации отрасли придется нелегко привлекать молодых сотрудников, что может ослабить позиции стран в международной торговле.
Кризис смены экипажей
Пандемия лишила работников части их основных прав. В декабре 2020 года МОТ постановила, что правительства не соблюдают минимальные стандарты прав моряков, установленные Конвенцией о труде, включая доступ к отпускам на берег, медицинскому обслуживанию и репатриации. По сообщениям профсоюзов, в 2020 году было много случаев, когда моряки не могли сойти на берег для получения жизненно важного лечения.

Все чаще порты отказывают в репатриации тел погибших моряков ссылаясь на меры по борьбе с распространением COVID-19. По данным Международной федерации транспортных рабочих (ITF) за последние 15 месяцев было зарегистрировано минимум 10 случаев, когда моряки умирали на судне, но их тела отказывались принимать в ближайших портах.
К примеру, в середине апреля после вспышки коронавируса на борту судна ITAL LIBERIA скончался его капитан — гражданин Италии. В портах Азии, где было судно, отказали в заходе. В связи с этим, контейнеровоз с грузом направили в Италию, чтобы вернуть тело капитана, и только после этого корабль пошел по запланированному курсу.
"Это беспрецедентный гуманитарный и экономический кризис", - заявил директор по правовым и внешним вопросам Международной морской организации Фред Кенни.
Морякам приходится обращаться за помощью в ITF. Механик с судна Aura M сообщил судовладельцу о проблемах со здоровьем, однако руководство вместо того, чтобы отправить его в больницу, решило разорвать контракт и отказалось платить за поездку домой. После обращения в ITF инспекторат проинформировал о проблеме на борту Aura M государственный портовой контроль в Усть-Луге, куда следовало судно. В итоге ситуация разрешилась в пользу моряка.

Неопределенность вокруг пандемии усугубила пребывание на море, создав кризис психического здоровья среди работников. Моряки из-за изоляции, в которой они оказались, находятся в состоянии физического и психического истощения.

Опрос психического здоровья моряков США в партнерстве с береговой охраной, показал, что многие сообщают об ухудшении сна и психического состояния здоровья. Для того, чтобы минимизировать психологическую нагрузку на моряков многие судоходные линии увеличивают пропускную способность интернета на своих судах, чтобы моряки могли легче связываться со своими семьями. Это немного ослабляет нервное напряжение, которое испытывают моряки, находясь в тысячах миль от дома. Однако пандемия бушует и в море, и на суше: многие моряки за время коронавируса потеряли членов своих семей без возможности попрощаться с родственниками, что тяжело сказывается на психологической устойчивости торговых моряков.

По данным исследования ITF в сентября 2020 года, 60 % моряков заявили, что выросла вероятность аварий из-за усталости на борту. Это вызывает особую тревогу, учитывая то, что 75-96% инцидентов вызваны человеческим фактором. Любая ошибка или авария на воде влияет на всю глобальную цепочку поставок. Вспомним, недавний контейнеровоз Ever Given.

В том числе капитаны судов, профсоюзы и международные морские организации утверждают, что сообщения о самоубийствах увеличились во время пандемии. Но ни один центральный орган не регистрирует эти данные, что затрудняет отслеживание смертей.
Усталость, вызванная стрессом, может привести к большему количеству происшествий, что в конечном счете создаст уязвимость в стабильности цепей поставок.


Кризис смены морских экипажа стал чрезвычайной ситуацией, которая напоминает о важности людей в глобальных цепочках поставок.
Вакцинация
Важны моментом для работы моряков является вакцинация, к которой большая часть морского персонала не имеет доступа. Моряки пытаются получить вакцины, но их положение осложняется сложной логистикой рабочих мест, расположенных в тысячах км от берега. По данным «Исследования благополучия моряков в свете COVID-19», только 13% моряков привились от коронавируса. Помимо отсутствия доступа к вакцине, барьером также служит двухфазность прививки, а также страх и нежелание прививаться. В опросе 86% респондентов отметили, что готовы вакцинироваться при наличии такой возможности.

Для моряков, находящихся на судне в особой форме изоляции, вирусная угроза проявляется не только в риске заражения, а в срыве работы на судне. Как только кто-то выходит из строя, увеличивается нагрузка на других членов экипажа. Если повар заболел - морякам все равно придется есть.

Конечно, судовладельцы и правительства стран пытаются решить эти проблемы. Недавно в США запустили программу Restart, по которой в 25 штатах предлагают возможность бесплатно сделать прививки от коронавируса иностранным членам экипажей морских судов.

Но ситауция все равно выглядит безрадостно для моряков и членов их семей.
Фото pixabay.com
В материале в том числе использованы данные статьи washingtonpost.

Оцениваем, как менялись грузоперевозки во время расцвета карантинных мер по миру

Несмотря на замедление темпов роста объемов мировой торговли, 2020 год для морских перевозок – удачное время

Руководитель службы логистики ГК АРИВИСТ Станислав Тобин рассказал «Горизонту событий» о том, как море волнуется, а вместе с ним и все участники ВЭД, наблюдая резкий рост ставок на морской фрахт

Ставки фрахта на контейнерном рынке продолжают беспрецедентный рост с осени 2020 года

Рост тарифов у перевозчиков с начала 2021 года составил в среднем 10% по различным направлениям

Global Ports запустила сервис электронного оформления на погрузку экспортных контейнеров на терминалах ПЛП и УЛКТ

Грузооборот морских портов РФ за январь-май 2021 года сократился на 2,7% по сравнению с соответствующим периодом 2020 года