Развитие Северного морского пути как логистического коридора воспринимается как главная альтернатива проходу через Суэцкий канал. Однако любое вторжение человека в экосистему Арктического региона меняет ее сложно предсказуемым образом.
Разбираемся, насколько развитие Северного морского пути влияет на экологию региона и что будет когда тоннаж дойдет до заявленных 80 млн тонн. На что обращают внимание эколог рассказывает Ольга Коновалова, Зам. начальника Управления НИР Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова.
В Арктике основная проблема в том, что она плохо изучена, так как это труднодоступный регион с огромной территорией, которую только начинают осваивать. Существующие практические модели, например модели движения воды, ориентированы на понимание общей картины на планете, и еще не тестировались в Арктике.
Арктический регион активно исследуется, и основные угрозы связаны с функционированием экосистем. Экология как наука изучает взаимодействие живых и неживых компонентов на окружающую среду. Человек — важный компонент этой среды, и любое его воздействие нарушат экосистему. Арктика — это экологически замкнутый регион и развивать этот регион нужно очень аккуратно.
Существует мнение, что человеку в Арктике ничего не нужно кроме добычи ресурсов (нефть, СПГ и другие энергетические ископаемые), так как эта территория не пригодна для жизни. Но необходимо аккуратно осваивать регион с использованием высоких технологий, ответственно относиться к окружающей и социальной сферам, к людям, которые живут на этой территории. Если развивать промышленность, то вкладываться и в природу, и в социальное развитие.
Важно понимать, что экология и экологи не оторваны от реальности. Если освоение шельфа необходимо по экономическим причинам, оно будет происходить в любом случае, однако важно, чтобы вопросы экологии также учитывались.
Существуют международные фонды, которые определяют экологические риски для флоры и фауны, отслеживают, чтобы никто не пострадал от деятельности компаний. Если есть места, которым навредит добыча полезных ископаемых, то должны рассматриваться другие варианты, например перенос производства или изменение проекта. Также должна быть оценка рисков для коренного населения. Контроль за этим осуществляет государство, а лице таких ведомств, как Роспотребнадзор, Министерство природных ресурсов и других надзорных органов.
Страны, которые наиболее ответственно относятся к теме экологии, чьи методы соответствуют принципам устойчивого развития, можно выделить Норвегию, так как им удается соблюдать баланс между коммерческим освоением Арктической зоны и соблюдением экологических норм.
Стандарты
В России существуют нормативы качества и нормативы действия. Нормативы качества — это показатели окружающей среды, которая благоприятна для человека. На данный момент разработаны физические, химические и метрологические нормативы. Проводятся мониторинги выбросов загрязняющих веществ, например, оксида серы и углекислого газа, загрязнений почвы, на водных объектах — донных отложений, планктонов. Если показатели меняются, то нужно принимать меры.
Нормативы воздействия — это допустимые нормы выбросов от деятельности предприятий, например выбросов углекислого газа. Если предприятие превышает нормативы воздействия, то оно должно компенсировать нанесение ущерба от превышения.
Чрезвычайные ситуации
На любом предприятии на случай чрезвычайной ситуации существует план реагирования. Проблема в том, что компании стараются замалчивать проблему. Например, произошел розлив, в плане реагирования указано немедленное разворачивание защиты, ограничивание распространения выбросов. Но пока компания медлит принимать меры, загрязнения распространяется на огромные территории. Самое главное — это прежде всего локализация и быстрое, адекватное реагировании.
Например, при разливах нефти или дизеля, проводят мероприятия по минимизации загрязнений. Прежде всего это боновые заграждения, то есть водный объект, который разворачивается, чтобы ограничить распространение нефти. Нефть растекается по поверхности и потом начинает тонуть. Дизель всплывает на поверхности и не тонет, распространяясь на огромные расстояния, постепенно испаряется, ухудшая качество воздуха. Потом эти вещества попадают на берег и остаются там. Ликвидируя последствия ЧС, вредные вещества нужно собирать и утилизировать, так как они сжигают берега и все живое на них умирает.
Нельзя сказать, что меры предосторожности на российских предприятиях неэффективны. Однако в 2020 году произошел разлив дизельного топлива в Норильске. Норильская структура срочно нуждается в модернизации. Цистерна, которую прорвало, была полностью ржавая. Компании не должны так обращаться со своим оборудованием и запасами. Если компания хочет получать прибыль, то она должна часть доходов вкладывать в ответственное развитие месторождения. Государству нужно наказывать компании, которые не следят за экологией. К тому же нужен контроль со стороны международных коалиций, чтобы было несколько независимых подходов, на которые можно ориентироваться.
В Российской Арктике нужно вводить систему общего мониторинга. Государству нужно обязать всех недропользователей, все добывающие предприятия, сдавать информацию в систему единого государственного мониторинга, которой занимается Росгидромет. Предприятия на шельфовых месторождениях проводят мониторинг и собирают множество данных в своих локальных местах и не обмениваются этой информацией, так как она содержит сведения, которые составляют коммерческую тайну. Но есть данные, которые можно объединять. Если будет государственное система и все данные будут объединены, то можно создать адекватные модели, на которые можно будет опираться. Так ученые смогут отслеживать климатические изменения, разрабатывать нормативы и тщательную систему оценки. Создание системы приведет к разработке лучших механизмов оценки и быстрого реагирования.
Северный морской путь
Сейчас по Северному морскому пути проходит транзитом около 30 млн тонн за год. Общий объем перевезенных грузов по Севморпути превысил 34 млн тонн за 2022 год. Ближайшие годы планируется увеличение объема перевозок до 80 млн тонн. Есть опасения, что круглогодичный ход, на который рассчитывают многие компании, такие как «Газпром», «Новатэк», будет сильно влиять на таяние морских льдов и на экосистему Арктики.
Ледокол и караван, следующий за ним, проходят по однолетнему льду. По многолетним льдам караваны не ходят, потому что ледоколы не умеют прокладывать путь в таких условиях. Существует мнение, что ход по однолетним льдам никак не влияет на климатические изменения, так как проход за ним снова смыкается. Вопрос в другом: однолетние льды — это очень важное место для размножения животных. Повлияет ли это на популяцию живых организмов, обитающих на данной территории — моржей, белых медведей, на миграцию птиц? Этот вопрос на сегодняшний день никак не изучен. Если будет экономическая целесообразность использования Севморпути, то все экологические вопросы придется решать. Из очевидного, поставить на суда дополнительные фильтры, чтобы уменьшить количество выбросов.