налоги
Риски «бумажного НДС»
Схема ухода от налога, называемая «бумажным НДС», когда в цепочку сделок по купле-продаже товара или услуги встраиваются фирмы-однодневки, все менее эффективна. С Марией Синицыной, директором по развитию «1.2.3. Консалтинг групп», разбираемся в рисках этой незаконной схемы.
Мария Синицына
Директор по развитию "1.2.3. Консалтинг групп"
«Бумажный НДС» уже не актуален в массовом понимании, так как «контрольная машина» надзорных органов набрала большую скорость и точность. Использование этой схемы стало рискованно и дорого и часто приводит к серьезным последствиям: от приостановки деятельности предприятия до уголовного наказания.

Остаются единичные компании, у которых есть эксклюзивные условия на такую деятельность за определенную плату. Однако в случае возникновения проблем, интересы компании никто не станет защищать. Если вы закупаете некий товар или услуги на большие суммы каждый квартал, то образуется «мертвая» дебиторская задолженность, на которую быстро обратит внимание налоговая служба. Поэтому деньги нужно «прогнать» через некого посредника и получить потом обратно за вычетом комиссии наличными или безналом в другом месте. Для того, чтобы получить ощутимый «эффект», гонять придется большие суммы, что сопряжено с риском потери денег.
Риски использования «бумажного НДС»:
Налоговые преступление, которое рано или поздно будет разоблачено.
Потеря денег. Отправляя деньги посредникам для покупки «бумажного НДС», компания можете их потерять, так как контрагент никак не гарантирует выполнение своих обязательств.
Блокировка счетов и проблемы с банками. Для компаний, работающих с ВЭД, блокировка платежей — критичная проблема. Неоплаченные вовремя таможенные сборы, услуги линий, порта и складов временного хранения увеличивают стоимость логистики в геометрической прогрессии. Так сделка может оказаться убыточной.
Повышенное внимание налоговой службы: частые требования о представлении пояснений, вызовы на допросы, камеральные и выездные проверки с последующим доначислением платежей.
Проблемы у контрагентов компании. Если компания находится в зоне риска, то и контрагенты попадают под подозрение ФНС.
Ставка может быть 20, 10 или 0 % от стоимости товара или услуги. Нет законных способов снизить НДС, кроме как изменение ставки и переход на спецрежим. У однажды возникшего с продажи налога только два пути: либо в бюджет, либо в декларацию к другому плательщику НДС. Система контроля ИФНС автоматически в онлайн-режиме видит «места пропажи» НДС до второго, третьего и следующих уровней.

Единственное ограничение — административный ресурс, который связан со скоростью работы отдельных подразделений. В разных отделениях налоговой службы работает разное количество сотрудников, поэтому скорость обработки выявляемых правонарушений отличается. Также в одной налоговой может быть больше «крупных» налогоплательщиков в отличие от другой. Эту особенность используют недобросовестные «консультанты», которые за деньги советуют сменить юридический адрес и перейти из одной налоговой в другую. Смена юридического адреса сама по себе (тем более неоднократная) — это самостоятельный риск для ФНС, поэтому назначение выездной налоговой проверки — вопрос времени.

В сфере ВЭД существует понятие «экспортного НДС», которое при внимательном расчете дает незначительную экономию. При продаже товаров иностранным покупателям российский налогоплательщик имеет право на вычет входного НДС. Компания-экспортер берет на себя риски и производит расчеты напрямую с «транзитными конторами», что чаще всего приводит к постоянным блокировкам счетов и требованиям ФНС. Гораздо выгоднее НДС возместить или оставить на счетах в зачет, так как большая часть маржи экспортных операций «зарыта» в возмещаемом налоге.

Введение маркировки товаров позволило еще более оперативно и жестко регулировать международный товарооборот и «обнальщиков» из розницы. Многие группы товаров можно отследить не только по транспортным документам и наличию на складах, но и по индивидуальному коду, который прослеживает каждую единицу товара с момента производства и до продажи конечному покупателю.

Торговать воздухом становится все сложнее и рискованнее, поэтому на смену «бумажному» НДС приходят более тонкие и сложные схемы оптимизации налогов. Одна из самых популярных на сегодняшний день — законное дробление бизнеса. Это сложно с юридической точки зрения, но это схема «в долгую» с минимальными рисками.

Центральной темой конференции "Грузовые автоперевозки" станет обсуждение мер, которые предпринимает государство для регулирования рынка грузовых автоперевозок

Куда держит курс ФНС в 2022 году

Таможенные представители работают на пределе себестоимости

21 декабря состоялся круглый стол, на котором бизнес и налоговая обсудили вопросы налогового контроля

Рост к предыдущему 2020 году составил 51%

Какие условия и современные технологии помогают экспортерам и импортерам наладить понятные бизнес-процессы

Пробки на железных дорогах достигли 10 баллов