29 сентября 2025 года в Алматы состоялась Конференция, посвященная 25-летию со дня образования Казахской Ассоциации таможенных брокеров (представителей). В работе Конференции приняли участие представители ЕЭК, Государственных и уполномоченных органов Республики Казахстан, руководители Регионального Совета Ассоциаций таможенных брокеров Центрально-Азиатского региона и представители стран-наблюдателей, представители Международного Союза бизнес-ассоциаций, а также представители бизнес-сообществ ряда государств СНГ.

В ходе работы Конференции состоялись выступления и обмен мнениями по вопросам электронной торговли, таможенного транзита, подходов к саморегулированию деятельности таможенных представителей, пост-таможенного контроля, практики досудебного и судебного обжалования, а также цифровых технологий платформы «КЕДЕН».

Внедрение информационной системы «Keden»

Начиная с 2024 года Комитет государственных доходов Министерства Финансов Республики Казахстан продолжает поэтапное внедрение информационной системы «Keden», направленной на цифровизацию и оптимизацию таможенных процедур. Система призвана заменить действующие платформы, реализуя концепцию «прозрачной и управляемой таможни». ИС «Keden» обеспечивает полностью цифровое взаимодействие между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, минимизируя административные барьеры, повышая прозрачность процедур и усиливая контроль за перемещением товаров. Для сокращения бумажного документооборота реализовано 30 интеграций со сторонними государственными и коммерческими системами, что позволяет автоматически получать необходимые данные при совершении таможенных операций.

С момента запуска системы были реализованы следующие функциональные модули:

  • Апрель 2024 года — электронное таможенное декларирование экспресс-грузов;
  • Сентябрь 2024 года — учёт товаров для личного пользования (МЦПС «Хоргос»);
  • Ноябрь 2024 года — по предварительным операциям, транзитной декларации, временному хранению, системе управления рисками, регистрации сертификатов обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, таможенному досмотру, регистрации нерезидентов;
  • Январь-апрель 2025 года — по таможенной декларации на транспортное средство, 9 таможенных государственных услуг, таможенное декларирование международных почтовых отправлений;
  • Апрель 2025 года — пассажирская таможенная декларация.

До конца 2025 года планируется полноценное развертывание всех функций системы, включая:

  • контроль всех этапов таможенных операций;
  • автоматизацию процессов с возможностью фиксации нарушений;
  • предзаполнение таможенных деклараций и отслеживание статуса оформления в режиме реального времени.

Система «Keden» реализует принципы «одного окна», предоставляя пользователям удобный интерфейс с автозаполнением, встроенными подсказками и форматно-логическим контролем, что существенно упрощает процесс оформления.

Существенным отличием внедряемой информационной системы «Keden» от предшественника является формирование декларации непосредственно на самой платформе, а не передача XML-файлов, сформированных в ПО декларанта в информационную систему таможенных органов.

Саморегулирование деятельности таможенных представителей

Проблема создания рыночного механизма повышения качества услуг, оказываемых таможенными представителями, устранения и недопущения в этой сфере недобросовестной конкуренции, беспокоит профессионалов не только в России, но и в других государствах ЕАЭС. В этой связи интересны подходы и опыт наших коллег, например в Республике Беларусь и Республике Казахстан.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», Статья 310. «Особенности включения в реестр таможенных представителей» в качестве одного из условий включения юридического лица в реестр таможенных представителей (п. 1.9.) содержит наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы внутреннего контроля, предусматривающей:

  • внутреннюю оценку рисков при работе с лицами, от имени и по поручению которых совершаются таможенные операции;
  • требования к работникам, в должностные обязанности которых входят совершение и (или) организация таможенных операций, а также к работникам, ответственным за применение автоматизированной информационной системы, содержащей средства защиты информации;
  • порядок работы с информацией, распространение и (или) предоставление которой ограничено;
  • порядок контроля правильности указания сведений в таможенных декларациях до и после выпуска товаров, а также анализа причин ошибок, допущенных при декларировании товаров.

Юридическое лицо самостоятельно определяет систему внутреннего контроля, в том числе внутреннюю оценку рисков. Объединения лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по согласованию с таможенными органами вправе утверждать рекомендации по применению их членами систем внутреннего контроля. 

Ассоциацией таможенных представителей Республики Беларусь соответствующие рекомендации разработаны, согласованы с таможенной службой и доступны для использования членам Ассоциации.

Вопрос качества оказываемых таможенными представителями услуг в Республике Казахстан решается через инструментарий категорирования таможенных представителей.

Система категорирования таможенных представителей изложена в приказе Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от «15» сентября 2021 года № 553 (основание – п. 2. статьи 452 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года № 123-VI «О таможенном регулировании в Республике Казахстан»: «В целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков таможенные органы могут осуществлять категорирование лиц, совершающих таможенные операции, путем отнесения их к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска на основании критериев степени риска».)

Было определено три категории таможенных представителей (низкого, среднего или высокого уровня риска), присвоение которых зависело от нескольких ключевых критериев: размер уставного капитала; опыт работы; отсутствие нарушений; количество оформляемых деклараций; объем финансовых гарантий (всего 15 критериев). При этом, одним из них является «Рейтинг, проводимый Казахстанской ассоциацией таможенных брокеров (представителей)».

Результаты категорирования таможенных представителей учитываются таможенными органами в системе управления таможенными рисками в качестве индикаторов риска при утверждении профилей рисков. В 2025 году 17 таможенных представителей отнесены к категории низкого уровня риска (7%), 185 – к категории среднего уровня риска (73%) и 51 – к категории высокого уровня риска (20%).

Таможенные представители с безупречной репутацией и большим опытом автоматически получают высокий уровень доверия, и их декларации проходят таможенное оформление с минимальным контролем. 

В Российской Федерации инициативной группой разработчиков ранее был подготовлен проект Федерального закона «О саморегулировании таможенных представителей в Российской Федерации», который по оценке экспертов представляет собой значительный шаг в сторону дебюрократизации таможенной сферы и повышения качества услуг. Вместе с тем, не смотря на положительный отзыв Министерства экономического развития РФ, проект Закона так и не был внесен на рассмотрение в Федеральное Собрание.

Досудебное и судебное урегулирования споров по таможенным делам

При Министерстве Финансов Республики Казахстан создана Апелляционная Комиссия, которой руководит Министр финансов. В ее состав входят представители таможенных, налоговых органов и бизнеса. Наиболее налогоемкие и значимые дела рассматриваются в Апелляционной Комиссии и стороны урегулируют споры, не доводя их до судебных разбирательств.

Процент удовлетворения жалоб (исков) участников ВЭД, рассмотренных Апелляционной комиссией в 2025 году – 31 % (результаты проверки отменены полностью или в части)

Основные вопросы, подлежащие обжалованию и основные причины обжалования:

  1. Таможенная стоимость:
  • применение несопоставимых источников для сравнения величины стоимости;
  • принятие за основание для доначисления наличие расхождений с стоимостной информацией по идентичным и однородным товарам;
  • пересмотр таможенной стоимости по ранее скорректированной стоимости.
  1. Классификация:
  • необоснованное применение проверяющими при проверках кодов ТН ВЭД, имеющих наибольшую ставку таможенной пошлины;
  • неверная классификация со стороны проверяющих (ошибки и неправильная интерпретация).
  1. Применение льгот:
  • неверная интерпретация положений по льготам и преференциям в части их соблюдения участником ВЭД

Наличие такого инструмента как Апелляционная комиссия позволяет снизить административную нагрузку на государственные органы, минимизировать материальные и временные затраты бизнеса при наличии споров в сфере таможенного дела.

Солидарная обязанность таможенного представителя

В ходе обсуждений вопросов, связанных с разграничением ответственности декларанта и таможенного представителя при пост-таможенном контроле, выявлены существенные различия в правоприменительной практике Республики Казахстан и Российской Федерации, основанные на отличающихся нормах национального законодательства.

Таможенная служба РК в своей практике называет семь случаев, когда таможенный представитель в соответствие с национальным таможенным законодательством (Таможенный кодекс РК: Статья 494. Обязанности таможенного представителя) не несет солидарную обязанность по уплате таможенных платежей. Важно отметить, что соответствующий правовой режим установлен национальным законодательством Республики Казахстан, а именно Законом РК от 5 января 2021 года № 407-VI ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного регулирования и предпринимательской деятельности», которым внесены изменения и дополнения в Таможенный кодекс РК в части обязанности и ответственности декларанта, таможенного представителя и уполномоченного экономического оператора. Дополнительные случаи не возникновения солидарной обязанности таможенного представителя предусмотрены при пересмотре по результатам таможенного контроля таможенной стоимости и кода товара, когда установлен факт неверной классификации товаров, неверного определения или подтверждения таможенной стоимости товара должностным лицом таможенного органа.

Таким образом, при едином общем нормативном поле (Таможенный кодекс ЕАЭС), толкование права на национальном уровне идет по-разному. Исходя из этого существует острая необходимость соблюдения принципа: Единое законодательство — единая правоприменительная практика на всем пространстве ЕАЭС.

Применение навигационных пломб

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10.09.2024г. № 731, ТОО «Институт космической техники и технологий» определен национальным оператором информационной системы отслеживания перевозок, предусмотренной Соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок от 19 апреля 2022 года. Отмечается, что указанная информационная система введена в промышленную эксплуатацию, предусматривающую, в том числе ее интеграцию с ИС «Keden». В целом готовность проекта составляет 92%.

Электронная торговля

Ассоциацией таможенных брокеров Кыргызской Республики в ходе обсуждения вынесен ряд предложений, в том числе:

  • определить перечень заинтересованных юридических лиц из представителей Ассоциаций таможенных брокеров и иных бизнес-структур, входящих в  ЕАЭС, с целью взаимного информирования о продвижении внедрения института оператора электронной торговли на национальных уровнях;
  • усилить взаимодействие между Департаментом ЕЭК и бизнес-структурами, планирующими участие в качестве операторов электронной торговли на территории своих стран;
  • предусмотреть обмен   информацией и опытом реализации взаимодействия   между   таможенными    администрациями и Ассоциациями, участвующими в продвижении   института электронной торговли в странах ЕАЭС (включая взаимодействие    в рамках   интерне-торговли, экспресс-грузов и МПО).

Текст Александр Гетман