С помощью юристов компании «Парадигма Права» подготовили сводку законодательных новостей, влияющих на ведение внешнеэкономической деятельности.
С 1 апреля 2024 года:
1.1. Уточняется уголовная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС и Государственную границу РФ.
Утрачивает силу статья 200.2 УК РФ «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий». При этом алкогольная и табачная продукция включены в Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК РФ.
Разграничена уголовная ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС либо Государственную границу РФ с государствами — членами ЕАЭС:
— стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ или охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных);
— сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники.
С 1 млн до 2 млн рублей повышен максимальный размер штрафа, который может быть назначен за контрабанду, совершенную организованной группой.
Также внесены изменения в УПК РФ, касающиеся форм предварительного расследования, подследственности и производства неотложных следственных действий по указанным категориям преступлений.
(Федеральный закон от 11.03.2024 N 43-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 N 542).
1.2. Определена формула исчисления суммы утилизационного сбора в отношении колесного транспортного средства, помещенного под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и выпущенного таможенными органами на территории ЕАЭС по ставкам ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС.
Также предусмотрено, что отсутствие декларации на товары (пассажирской таможенной декларации), в соответствии с которой колесные транспортные средства приобрели статус товаров ЕАЭС и решение о выпуске которых принято таможенными органами РФ, в случае ввоза в РФ транспортных средств с электродвигателями, в том числе транспортных средств, оснащенных гибридными силовыми установками последовательного типа (за исключением транспортных средств, оснащенных иными типами гибридных силовых установок), будет являться основанием для возврата плательщику комплекта документов, представленных для проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
(Постановление Правительства РФ от 13.02.2024 N 152; Информация Правительства РФ)
1.3. Снижены максимальные стоимостные нормы ввоза отдельных товаров для личного пользования на таможенную территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Так, в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком на таможенную территорию ЕАЭС, а также пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию ЕАЭС, стоимостные нормы теперь составляют не более суммы, эквивалентной 200 евро (ранее — 1000 евро).
Одновременно снижены стоимостные и весовые нормы, в пределах которых без уплаты таможенных пошлин, налогов товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС в багаже видами транспорта, отличными от воздушного, или в пешем порядке.
В отношении товаров для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива, неделимых товаров для личного пользования), ввозимых в сопровождаемом или несопровождаемом багаже видами транспорта, отличными от воздушного, или в пешем порядке, указанные нормы для РФ теперь составляют: стоимость не более суммы, эквивалентной 500 евро, и (или) вес не более 25 кг.
(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107)
1.4. Обновлены форма транзитной декларации и порядок ее заполнения.
Предусмотрена возможность:
— заполнения транзитной декларации в виде электронного документа или документа на бумажном носителе;
— заполнения транзитной декларации при перевозке товаров двумя и более видами транспорта.
Одновременно обновлены структура и формат транзитной декларации.
Установлено, что при таможенном декларировании в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, транзитная декларация подается по форме декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, заполненной в соответствии с Порядком, утвержденным указанным Решением.
(Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.05.2023 N 73, N 74 и N 77)
1.5. Обновлены структура и формат декларации на товары и корректировки декларации на товары.
(Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.05.2023 N 75 и N 77)
1.6. Внесены изменения в структуру и формат декларации таможенной стоимости.
Уточнены отдельные позиции таблицы 1 «Общие сведения о структуре декларации таможенной стоимости», таблицы 3 «Реквизитный состав структуры декларации таможенной стоимости», таблицы 5 «Базовые типы данных, используемые в структуре декларации таможенной стоимости», таблицы 7 «Общие простые типы данных, используемые в структуре декларации таможенной стоимости», таблицы 10 «Описание заполнения отдельных реквизитов структуры декларации таможенной стоимости».
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.05.2023 N 76)
1.7. Изменяется порядок заполнения декларации на товар.
В частности, установлены особенности заполнения графы 25 «Вид транспорта на границе» декларации на товары, вывозимые с таможенной территории ЕАЭС, графы 30 «Местонахождение товаров» декларации на товары при декларировании товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации, а также графы 44 декларации на товары, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию ЕАЭС.
Установлены особенности заполнения декларации на товары при таможенном декларировании иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия заявленной таможенной процедуры беспошлинной торговли
Также установлено, что отдельные графы таможенной декларации могут не заполняться при предварительном, периодическом или неполном таможенном декларировании, если недостающие сведения будут заявлены в корректировке декларации на товары в установленные сроки.
Одновременно уточняются правила указания в декларации на товары сведений об объектах интеллектуальной собственности. В частности, заполнять декларацию на товары можно будет с применением классификатора сведений об объектах интеллектуальной собственности.
(Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.06.2023 N 82, от 05.07.2023 N 88 и от 18.07.2023 N 107)
1.8. Внесены изменения в структуры и форматы предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС ж/д, воздушным, автомобильным и водным транспортом.
(Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.08.2023 N 115, N 116, N 117 и N 118).
1.9. Изменяются некоторые классификаторы, используемые для заполнения таможенных документов.
В частности, изменения внесены в классификатор видов документов и сведений.
Классификатор мер обеспечения соблюдения таможенного транзита утрачивает силу.
Кроме того, установлен классификатор случаев непредоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.08.2023 N 124)
1.10. Для заполнения таможенных документов будет использоваться в том числе классификатор сведений об объектах интеллектуальной собственности.
Соответствующим классификатором дополнено Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов».
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.08.2023 N 132)
1.11. Изменяется порядок заполнения графы 18 «Сведения о товарах» заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары.
В частности, установлено, что в колонке 2 указанной графы в РФ дополнительно могут указываться (по желанию) сведения по установленному перечню.
Уточняется порядок указания агрегированных таможенных кодов, кодов идентификации товаров, кодов идентификации групповой упаковки, кодов идентификации транспортной упаковки.
Также изменяется порядок отражения сведений в колонке 3 графы 18.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.12.2023 N 182)
1.12. Установлен порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары для экспресс-грузов (ДТЭГ).
Соответствующими положениями дополнено Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 августа 2018 г. N 142.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в ДТЭГ, применяется корректировка ДТЭГ.
Установлено, что в общем случае корректировка ДТЭГ представляется в электронном виде.
Сведения о таможенных операциях, связанных с подачей, регистрацией, оформлением отказа в регистрации корректировки ДТЭГ, направлением требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТЭГ, до выпуска товаров, решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТЭГ, после выпуска товаров, фиксируются с использованием информационной системы таможенного органа.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.09.2023 N 137)
С 3 апреля 2024 года
2. С 03.04.2024 заявление о выдаче подтверждения яиц кур домашних и прилагаемые к нему документы направляются в Минсельхоз России почтовым отправлением или через единый портал госуслуг или передаются при личном обращении в Минсельхоз России.
Подписанное решение о выдаче подтверждения направляется заявителю одним из указанных способов.
В отношении данных товаров предусмотрена тарифная льгота в виде освобождения от ввозной таможенной пошлины яиц кур домашних при наличии подтверждения, содержащего сведения об организациях, осуществляющих ввоз яиц кур домашних, о номенклатуре и количестве такого товара.
(Постановление Правительства РФ от 28.12.2023 N 2355)
С 7 апреля 2024 года:
Изменяется технический регламент ТС «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013).
Установлены допустимые пределы фактических значений содержания пищевых веществ при указании информации о пищевой ценности продуктов убоя и мясной продукции.
Также определено, что фактические показатели белка и жира мясной продукции для детского питания не должны выходить за пределы допустимых уровней.
Одновременно определен порядок введения в действие указанных изменений. Документы (сведения) об оценке соответствия продукции, в отношении которой Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 27.09.2023 N 98 внесены изменения, обязательным требованиям, установленным техническим регламентом (далее — продукция), выданные или принятые до 7 апреля 2024 года, действительны до окончания срока их действия. Производство и выпуск в обращение на таможенной территории ЕАЭС продукции при наличии указанных документов об оценке соответствия допускаются до окончания срока действия таких документов. Обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия указанных документов об оценке соответствия допускается в течение срока годности продукции, установленного ее изготовителем.
(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 27.09.2023 N 98, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 05.03.2024 N 15)
С 13 апреля 2024 года:
Внесены изменения в отдельные акты ЕАЭС, регламентирующие процедуру контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках.
Речь идет о Порядке рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, Порядке проведения расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, Порядке рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках и Методике оценки состояния конкуренции.
В частности, установлены основания для вынесения определения о прекращении расследования нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках.
Закреплено, что днем обнаружения длящегося нарушения является дата вынесения определения о проведении расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках. При этом длящимся нарушением является такое нарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся несоблюдении общих правил конкуренции.
Уточняются размеры максимального штрафа за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках. Размер штрафа, налагаемого на юридических лиц за нарушения, предусмотренные подпунктами 2 и 4 пункта 16 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции, должен быть не более 1/50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 000 российских рублей. При этом если полученный в результате расчета размер штрафа меньше минимального штрафа, то применяется минимальный штраф, а если полученный в результате расчета размер штрафа больше максимального штрафа, то применяется максимальный штраф.
Установлено, что если решением Коллегии Евразийской экономической комиссии правонарушителю предписано совершить действия, направленные на прекращение нарушения, устранение последствий нарушения, обеспечение конкуренции, то в таком решении устанавливается срок для совершения этих действий. В случае невыполнения правонарушителем предписанных действий в установленный срок Комиссия принимает меры, направленные на принудительное исполнение решения.
Определение продуктовых границ товарного рынка в рамках установления признаков нарушений запретов, касающихся недобросовестной конкуренции, может быть ограничено непосредственно товаром, предлагаемым к продаже. При этом определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом, касающихся товара, предлагаемого им к продаже.
До начала проведения расследований нарушения указанных запретов определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, может быть ограничено установлением конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях которого усматриваются признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому такими действиями причинен или может быть причинен ущерб либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.
(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 01.03.2024 N 16)
С 20 апреля 2024 года:
Уточняется Перечень товаров, в отношении которых не применяется таможенная процедура беспошлинной торговли.
Указанная таможенная процедура не применяется в отношении товаров для розничной торговли, не расфасованных в потребительскую тару (упаковку).
Также таможенная процедура не применяется в отношении товаров ЕАЭС, в отношении которых законодательством государства — члена ЕАЭС установлены вывозные таможенные пошлины, за исключением:
— изделий из рыбы и ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных, икры и изделий из нее (кроме икры осетровых), упакованных для розничной продажи и готовых к непосредственному употреблению, весом нетто не более 0,5 кг;
— икры осетровых видов рыб в упаковке весом нетто не более 0,25 кг, специально маркированной в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 03.03.1973;
— сувениров или изделий народного промысла из бумажной массы, деревянных и (или) металлических;
— иных готовых изделий, подготовленных для розничной продажи и расфасованных в потребительскую тару (упаковку), если иное не предусмотрено законодательством государства — члена ЕАЭС.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.03.2024 N 22)
С 21 апреля 2024 года:
Определен Порядок выдачи разрешения на вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров, изготовленных (полученных) из них, с территорий ОЭЗ, созданных в Калининградской области, Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области, без завершения таможенной процедуры СТЗ.
Речь идет о случаях, установленных подпунктами 1 — 3 и 5 пункта 4 статьи 205 ТК ЕАЭС. Разрешение на вывоз выдается до фактического вывоза товаров.
При вывозе товаров в случае, установленном подпунктом 3 пункта 4 статьи 205 ТК ЕАЭС, разрешение выдается на основании поданной в таможенный орган транзитной декларации путем проставления на ней таможенным органом отметки о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Разрешение на вывоз в случаях, установленных подпунктами 1, 2 и 5 пункта 4 статьи 205 ТК ЕАЭС, выдается таможенным органом на основании заявления на вывоз товаров.
Срок рассмотрения заявления и принятия решения в совокупности со сроком продления рассмотрения заявления и принятия решения не может превышать:
— 15 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации заявления, в случаях, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 4 статьи 205 ТК ЕАЭС;
— 20 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации заявления, в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 4 статьи 205 ТК ЕАЭС.
Разрешение на вывоз оформляется на бумажном носителе и направляется заявителю с сопроводительным письмом уполномоченного таможенного органа почтовым отправлением, если заявление было подано на бумажном носителе, или в форме электронного документа посредством информационных систем ЕАИС ТО, если заявление было подано в форме электронного документа.
Приводятся рекомендуемые образцы разрешения на вывоз, выдаваемого на бумажном носителе, и решения таможенного органа об отказе в выдаче разрешения на вывоз.
(Приказ Минфина России от 20.02.2024 N 12н)
С 28 апреля 2024 года:
Действие антидемпинговой пошлины в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС литых алюминиевых колесных дисков, происходящих из Китайской Народной Республики, продлено по 26 декабря 2024 года включительно.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.03.2024 N 23)