ктс
Корректировка таможенной стоимости: что важно знать
Что такое корректировка таможенной стоимости (КТС) и стоит ли ее опасаться – этот вопрос часто звучит в контексте грузоперевозок.

"Горизонт событий" рассматривает причины и виды корректировки, почему и как лучше их избегать.
Корректировка таможенной стоимости – достаточно распространенное явление при организации грузоперевозок. Когда товар прибывает на таможню, в соответствующие органы подается таможенная декларация, в которой помимо прочего заявлена стоимость товаров. В нее входят таможенные платежи – то есть сумма, которая отчисляется при прохождении грузом таможни в казну. Чем ниже стоимость товара – тем меньше эти платежи.

Нариман Кутлубаев
руководитель таможенного отдела логистической компании NAWINIA
Именно поэтому декларанты стремятся по возможности минимизировать эту цифру, в то время как задача таможенных органов – проконтролировать, чтобы стоимость была максимальной из реально возможных. В случае, если представители таможни не согласны с озвученной в декларации стоимостью, происходит ее корректировка, позволяющая доначислить таможенные платежи.

Чем чревата КТС для импортеров и перевозчиков? В первую очередь, это, конечно, финансовые издержки. Но также и трата времени на перерасчеты, необходимость представлять дополнительные документы при желании оспорить решение таможни.
    Самый распространенный метод определения таможенной стоимости по фактической стоимости сделки с товарами. И именно к нему у таможни возникает больше всего вопросов.
    Если таможня усомнится в достоверности заявленных в декларации сведений или подтверждающих их документов, то будет назначена КТС. Причиной таких сомнений может стать:

    • Отсутствие обоснований выбора метода расчета ТС;
    • стоимость товара меньше установленного таможней уровня риска;
    • стоимость товара меньше, чем цена на его же компоненты;
    • стоимость единицы товара выше уровня риска, но ниже, чем указывают другие перевозчики на аналогичный товар;
    • любые несоответствия в декларации;
    • не включение в расчет обязательных платежей (например, лицензионных платежей, логистических услуг и т.п.).
    Можно ли вовсе избежать КТС? Этот вопрос волнует всех участников внешнеэкономической деятельности. К сожалению, даже самое тщательное оформление документов, дотошное сравнение цен, учет даже самых незначительных платежей не могут на 100% застраховать от назначения этой процедуры.

    Как показывает практика, чаще всего КТС назначается при таможенном оформлении таких товаров, как продукты питания (в том числе, мясо, орехи и сухофрукты), цифровая техника, транспортные средства, а также цветы, корма для животных.

    Нариман Кутлубаев
    руководитель таможенного отдела логистической компании NAWINIA
    Кейс
    При ввозе груза железнодорожным транспортом, таможня посчитала, что в структуру таможенной стоимости не полностью включены расходы по доставке товаров через границы ЕАЭС. В транспортных документах значилась пограничная станция «А», на которой отсутствовал таможенный орган, однако представители таможни посчитали, что в структуре ТС должны учитываться расходы по доставке товара до границы ЕАЭС, где расположен таможенный орган. Причем разночтения вызвали всего несколько километров. Таможенная стоимость была скорректирована, но доплата, которая потребовалась от клиента, была совсем не большой.
    Корректировка таможенной стоимости товаров - достаточно частое явление в практике, но всегда ли справедливое?

    Несколько часто встречающихся ситуаций несогласия инспектора с заявленной таможенной стоимостью:

    Отдел таможенного оформления компании "МультиТрансЛогистик"
    1
    Таможенники – это люди, которым тоже свойственно ошибаться. Только их ошибки стоят дорого для каждого декларанта. Одна из недавно произошедших корректировок способствовала увеличению таможенных платежей в 10 раз из-за корректировки большой морской поставки по маленькой почтовой отправке. Насколько известно, при корректировке берут стоимость за килограмм. Так вот, естественно, авиа поставка в расчете на килограмм оказалась значительно дороже, чем килограмм морской поставки, но это не смутило таможенные органы, которые подняли стоимость морской перевозки до стоимости авиа доставки.

    Произошло это в результате ошибки таможни при выборе базы, по которой происходила корректировка. Разумеется, в итоге были соблюдены интересы импортера. Но сроки декларирования и выпуска товаров были увеличены.
    2
    99% проверок по таможенной стоимости в нашей практике заканчивается в пользу декларанта. Но только в случае «белых» поставок удается добиться доказательства заявленной таможенной стоимости. В противном случае, при предоставлении лишь части документов и ссылке на коммерческую тайну, суд не идет на уступки и почти в 50% обжалований встает на сторону таможни.
    3
    Корректировку таможенной стоимости по старинке называют «условной» и «окончательной». На сегодняшний день есть только дополнительная проверка по таможенной стоимости и требование о корректировке таможенной стоимости.

    «Условной» называют корректировку, когда еще можно предоставить документы для подтверждения таможенной стоимости в сроки выпуска декларации на товары. При окончательной корректировке возможность доказать таможенную стоимость можно только через ведомственный и вневедомственный порядок обжалования.

    Суд стандартно принимает к рассмотрению документы, которые мы предоставили на этапе проверки. Если в суде будут появляться новые документы, то суд может их не принять к рассмотрению.

    Негативные последствия проверок таможенной стоимости — это заморозка денежных средств декларанта на обеспечении до нескольких месяцев. Отсюда вытекает и второй негативный момент, а с ним и случаи некорректных действий.

    Второй негативный момент корректировки таможенной стоимости — это увеличение сроков выпуска декларации.

    Было несколько случаев, в которых таможня предлагала корректироваться окончательно, без возможности оспорить таможенную стоимость товара в досудебном порядке. При этом размер корректировки оказывался значительно ниже при «окончательной», чем при «условной» корректировке. И если взвесить простой транспорта, размер обеспечения «условной» корректировки, то оказывалось, что декларанту было выгоднее подписать согласие с КТС, чем оспаривать.

    Что касается разрешения такой ситуации, то в одном из случаев владелец бизнеса решил пойти на принцип, несмотря на указанный ущерб по срокам. В итоге, решение таможни было оспорено, а таможенная стоимость товара вернулась к заявленным цифрам.
    4
    Классическая история одного грузовладельца произошла после покупки товара по низкой цене, которую ему обеспечил поставщик для развития и продвижения своего товара в РФ. Инспектор при проверке таможенной стоимости руководствовался методом по стоимости сделки с однородными товарами. Указанная стоимость в декларации и инвойсе ему показалась заниженной. При запросе документов из дополнительного списка и их предъявлении ситуация была разрешена.
    5
    Таможенная служба, являясь госорганом, зависит от показателей квартальных отчетов. Поэтому наплыв корректировок особенно заметен перед закрытием квартальных и годовых отчетов. Таможенный орган отчитывается о сумме собранных таможенных платежей. И совсем не важно, что после этого все эти проверки будут закрыты в пользу декларанта. Сроки у декларанта растут, доказательство изначально заявленной стоимости стоит времени и средств. Так бизнес попадает в своеобразную ловушку отчетности госструктур. К счастью, не все таможни занимаются подобными «подбиваниями» отчетов.
    И, напоследок, стоит отметить, что перед подачей декларации важно корректно выбрать метод определения стоимости. С неправильно подобранным методом риск корректировки таможенной стоимости увеличивается.
    Марина Сипатова

    21 декабря состоялся круглый стол, на котором бизнес и налоговая обсудили вопросы налогового контроля

    О чем рассказал руководитель ФТС РФ на заседании Общественного совета

    С 1 января 2022 года вступает в силу седьмое издание Гармонизированной системы описания и кодирования товаров

    Рекорд автоматического выпуска установлен в понедельник 27 декабря 2021 года

    Как новый сервис упростит жизнь участникам ВЭД

    Рост к предыдущему 2020 году составил 51%

    К какой ответственности призывают за неЧестный знак?

    Взяточник пойман с поличным

    Будет обмен информацией обо всех оформлениях, всех таможенных процедурах в режиме реального времени