Как запреты на въезд грузовиков на МКАД сказываются на бизнесе

С 22 февраля в Москве заработал круглосуточный запрет на проезд внутрь Москвы, а также по МКАД для грузовиков массой более 12 тонн, при отсутствии спец. пропусков (ранее грузовики без пропусков могли свободно проезжать в ночное время). 

Изначально запрет планировался на длинные выходные февраля в качестве эксперимента. Однако после был введен на год — до конца февраля 2022 года. Недавно Сергей Собянин заявил, что эти изменения станут постоянными. Москва таким образом борется с пробками, надеясь улучшить пропускаемость МКАД. 

По мнению экспертов отрасли транспортных перевозок, на сегодняшний день для контейнерных перевозок в сторону Москвы и Московской области ощутимого ухудшения нет, хотя точечные сложности возникают. По МКАД в том числе ехали транзитные грузы, которые едут не в саму Москву, а в область, за пределы МКАД (по МКАД сокращали путь, например, при перевозках из Санкт-Петербурга на юг Москвы и Московскую область). Теперь единственной реальной альтернативой для машин без пропусков является платная ЦКАД. Это может сказаться на ставках и увеличить время доставки в отдельные пункты. 


Больше всего негативного влияния могут ощутить перевозчики неконтейнерных грузов, особенно при перевозках из регионов подрядчиками, которые не работают в Москве регулярно и не имеют специальных пропусков.


Ограничения на 12-тонники показались недостаточными, и с 5 апреля 2021 года будут введены новые запреты – транзитные грузовики от 3,5 тонн не смогут выезжать на МКАД и на внутренние дороги Москвы. По сообщению Дептранса, грузовики могут ехать по платной Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) или двум бетонкам А-107 и А-108. Грузовики от 3,5 до 12 тонн осуществляют доставку небольших партий товаров и развозку грузов от логистических центров до точек розничной продажи. Если вместе с новыми ограничениями власти смогут организовать упрощенную выдачу пропусков для этой категории транспорта, по мнению руководителя транспортно-экспедиторского отдела ГК АРИВИСТ Юрия Баранова, новый запрет на общую ситуацию не повлияет. Однако практика выдачи пропусков для большегрузов показывает, что такой вариант маловероятен.


Система выдачи пропусков в Москву существует не первый год. Формально их выдают бесплатно. Однако на практике это бюрократически сложный процесс, требующий усилий и предоставления большого пакета документов, собрать который в полном соответствии требованиям не просто. Процент отказа в выдаче пропусков по разнообразным поводам высок, сообщает руководитель транспортно-экспедиторского отдела ГК Аривист Юрий Баранов. Те, кто не смог никаким образом получить пропуска, до недавнего времени ездили по ночам. В настоящих условиях эти перевозчики будут вынуждены либо отказаться от перевозок в Московском регионе, либо искать новые «коммерческие» варианты получения пропуска. Нововведенные запреты могут породить появление на рынке мошенников-посредников, предлагающих услуги получения разрешений. Подобная активизация «посредников» приведет к более пристальному вниманию власти к уже выпущенным пропускам. Мы уже сталкивались с тем, что власти досрочно аннулировали выданные пропуска, когда считали, что они выданы без должных оснований.


Юрий Баранов.
Руководитель транспортно-экспедиторского отдела ГК АРИВИСТ 

В новых условиях запретов на въезд перевозчики будут вынуждены либо искать «коммерческие варианты» получения пропусков, либо дробить партии поставок на транспорт меньшей грузоподъемности. ЦКАД — единственная возможность миновать МКАД в отсутствие пропуска, то повышение тарифов может быть соразмерно тарифам за проезд по платной автодороге. 

К примеру, стоимость проезда по ЦКАД для большегруза с севера Москвы на юг (от трассы М-10 до Каширского шоссе) составляет 3250 руб. без транспондера и 1625 руб. при наличии транспондера «T-Pass».

Любой из этих вариантов неизбежно приведёт к удорожанию стоимости доставки и, как следствие, увеличению отпускных цен для конечных потребителей.


Последние годы себестоимость перевозок постоянно росла за счет повышения цен на топливо, запчасти, ремонты и прочие затраты транспортных компаний. Вместе с тем, в условиях серьезной конкурентной борьбы, не было возможности роста ставок, который смог бы компенсировать эти затраты в полной мере. Рентабельность автотранспортных предприятий в последние годы серьезно снизилась, что сейчас приводит лишь к одному выводу — автоперевозчики не смогут компенсировать за счет собственных средств очередной рост себестоимости, и будут вынуждены поднимать тарифы на перевозку. 

Необходимость любых дополнительных затрат особенно ощутимо отражается на небольших транспортных компаниях и небольших компаниях-заказчиках услуг. Им сложно конкурировать с крупными игроками. Удорожание себестоимости поставок товаров и часто невозможность на ту же величину повысить отпускную цену в ситуации ужесточившейся конкурентной борьбы с условными монополистами, вынужденно выталкивает такие компании с рынка, вплоть до закрытия бизнеса. Последствия коронавирусного 2020 года уже выводят с рынка небольшие компании, которые не имели достаточного «запаса прочности». Новая нагрузка на малый и средний бизнес в виде введенных запретов и затрат также ляжет на плечи бизнес-среды. 

Московские пробки известны далеко за пределами региона, и сомнений в необходимости решения проблемы трафика нет. Разрешение на ночной проезд грузовиков как раз и было той альтернативой, которая позволяла убрать с дорог значительную долю грузового транспорта в дневное время, разгрузить дороги в период пиковых нагрузок. Однако тотальный запрет может дать обратный эффект. Если система получения пропусков будет доступна большинству, они смогут ездить круглосуточно, а не в ночные часы, что может привезти к нагрузке на дорогах. Если же получить пропуск будет крайне сложно, то это создаст неравные условия среди транспортных компаний, а также станет причиной повышения ставок на перевозки.