казахстан
«Самый настоящий бардак»: что имел в виду президент Казахстана?
Массовые беспорядки, митинги, штурм мэрии, аресты, расправы и убийства – так начался 2022 год для Казахстана. Взрывная волна, поднятая митингующими 2 января из-за двукратного взлета цен на газ, затронула все сферы общественной, политической и экономической жизни, включая ВЭД и международные перевозки.
Фото Тасс
В дни вооруженных столкновений Казахстан приостановил работу пяти из семи контрольно-пропускных пунктов на границе с Кыргызстаном, запретив транзит иностранцев через свою страну. С 7 января приостановлено движение лиц, транспорта и грузов в пунктах пропуска «Кордай» - «Ак-Жол», «Карасу» - «Ак-Тилек» в Чуйской области и «Кеген» - «Каркыра» в Иссык-Кульской области из-за неисправности Единой информационной системы Казахстана. 10 января дальнобойщики, застрявшие в огромной очереди на одном из пропускных пунктов между Киргизией и Казахстаном в районе села Карасу сообщали, что каждую машину на въезде в Казахстан проверяют около трёх часов. Из Челябинской области 6 января пришла новость о том, что из-за волнений в Республике также усилили безопасность: погранпереходы в Троицком районе закрыли, на таможне образовалась очередь в обе стороны.
Сказались события первых дней января и на транзитных грузоперевозках. Транзитные грузоперевозки, в первую очередь, контейнерные, составляют внушительную часть внешнеторговой деятельности Казахстана. Только в 2021 году транзит через эту страну вырос в полтора раза по сравнению с 2020-м, а по направлению Китай – Европа – в 1,7 раза.

Из-за ситуации в стране, во-первых, многие компании уже со 2 января приняли решения о приостановке транзитных перевозок во избежание порчи груза. Во-вторых, 4 и 5 января президент Казахстана ввёл режим чрезвычайного положения в Алма-Ате, Мангистауской и Алматинской областях, из-за чего в стране приостановили весь транзит. Сейчас, сообщают перевозчики, налажено движение транспорта во все города, кроме Алматы, где по-прежнему действуют режим ЧП, возобновлены загрузки и выгрузки. В-третьих, несмотря на то, что в настоящее время границы открыты и для ж/д, и для автотранспорта, скорость перемещения существенно снизилась на переходах с Китаем и между Узбекистаном и Россией из-за отказа информационной системы оформления транзита.

Предварительно суммарный ущерб, нанесённый государству в дни протестов, оценивается в $2-3 млрд. Это вынудило руководство страны оперативно изыскивать средства для восполнения казны. В связи с этим президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев не мог не обратить внимания на один из главных источников пополнения доходов и поднял вопрос о ситуации на таможне. По его словам, страна теряет десятки миллиардов тенге налогов именно из-за таможенных махинаций.
«Значительный потенциал повышения дохода бюджета кроется в наведении порядка на таможне. Особенно на границе с Китаем. Самый настоящий бардак, творящийся там, общеизвестен», - сказал Токаев.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев
Ссылаясь на значительное расхождение статистических данных Казахстана и Китая, он заявил, что таможенники недобросовестно досматривают транспортные средства, из-за чего большая часть товаров ввозится в страну контрабандой. В связи с этим Касым-Жомарт Токаев поручил контролирующим госорганами провести комплексную проверку, чтобы обеспечить порядок на таможенной границе. По суммарному объёму экспорта и импорта товаров главный торговый партнёр Казахстана – Россия (преимущественно за счёт импорта российских товаров), но двусторонняя торговля с Китаем занимает второе место, а основной товаропоток казахских товаров на экспорт отправляется именно в КНР. Если поручение президента выполнят максимально эффективно, то результаты проверки безусловно скажутся на логистике товаропотоков и внешнеэкономической деятельности казахстанского бизнеса в целом.

Однако несмотря на то, что российские СМИ, аналитики и эксперты пристально следили за событиями в Казахстане, о каких-либо роковых, фатальных последствиях для логистической и внешнеторговой сфер речь так и не зашла. Возможно, некоторым буфером послужили новогодние праздники, длившиеся в России вплоть до 10 января, когда волнения в Казахстане уже начали понемногу утихать: 11 января президент Казахстана сообщил о постепенной стабилизации ситуации в стране и возвращению госорганов к нормальному режиму работы. Тем не менее предприниматели ожидают, что усиленный контроль транспорта сохранится ещё не один месяц, и это скажется на сроках доставки грузов и логистике в целом.

Текст Галина Рожко

АВТОВАЗ выбрала AsstrA для экспортных поставок кузовов и комплектующих на производство в г. Костанай

Из-за простоев на границе ежедневно российские перевозчики теряют в среднем 40 млн рублей только на МАПП «Забайкальск – Маньчжурия».

В контейнерах: товары народного потребления, автокомпоненты, торговое оборудование и многое другое.

Первая грузовая компания запустила первый контейнерный поезд из Западной Сибири