О транспортной сети Турции и ее возможностях для партнерства с Россией в сегменте грузоперевозок рассказал Александр Костров, генеральный директор компании «Российско-Турецкое торговое партнерство» (РТТП).

Международный хаб и стратегический партнер России

Благодаря своему географическому положению, Турция всегда выступала мостом между Европой, странами Ближнего Востока, Африки и Центральной Азии, и занимала ведущую роль в международной торговле. 

Помимо своего географического положения, Турция имеет хорошо развитое транспортное сообщение. На ее территории создана современная сеть автодорог, благодаря чему страна является одним из мировых лидеров по количеству грузовых автомобилей. 

Первое место в транспортной системе Турции занимают морские перевозки. Авиалинии — тоже сильное звено в транспортной цепи Турции, а вот железнодорожная сеть развита в стране не очень хорошо. В связи с этим, железнодорожный транспорт чаще выступает в качестве звена в мультимодальных перевозках. 

Процент турецких грузоперевозок разными видами транспорта: больше всего приходится на морской транспорт — 80%, автомобильным — 12%, авиа — 10%, а железнодорожным — всего 1% .

Ключевым фактором стало то, что Турция не присоединилась к западным санкциям против России. В результате этого, появились новые точки роста в развитии торговли и грузовых перевозок между Россией и Турцией.

Санкционные товары поступают из Турции в Россию через склады таможенного режима. Это схема, по которой импортируемый товар не оседает на турецком рынке, а в форме реэкспорта следует в Россию. При этом в таможенных декларациях Турция указывается как страна назначения. 

За первую половину 2023 года товарооборот между нашими странами составил 35 млрд $, 28 млрд из них — это российский экспорт. Таким образом товарооборот между Россией и Турцией в 2023 году может повторить прошлогодний рекорд в 69 млрд $, и стремится к целевой отметке — 100 млрд $. 

Совместные проекты в сфере морских и контейнерных перевозок 

Структурные изменения логистических цепочек и переориентация грузопотока, привели к появлению целого ряда проектов связанных с обработкой грузов, прибывающих на транзитные турецкие склады из Европы, созданию логистических сервисов и развитию новых морских маршрутов.

В качестве примера можно привести новый грузовой маршрут из Петербурга в Стамбул, который был открыт в феврале 2023 года. Контейнеровоз грузоизмещением 700 TEU стал совместным проектом компаний Рускон и Mountain Air Shipping. Рейс длится 17 суток. Из Петербурга он отправляется ежемесячно.

Новый маршрут позволяет перераспределять количество грузов между инфраструктурой южных портов (Новороссийск, Тамань, Кавказ, Туапсе, Ростов-на-Дону) и Санкт-Петербургского. Именно порт Санкт-Петербурга больше всего потерял в обороте из-за санкций: в 2022 году его грузооборот снизился на 37%, в сравнении с предыдущим годом.  

Инфраструктура южных российских портов позволяет наращивать обороты грузоперевозок. Как сообщает Ассоциация Морских торговых портов, в 2023 году грузооборот портов Азовского и Черноморского бассейна равняется 151 млн тонн, в сравнении с прошлым годом прирост составил 21%. За тот же период, оборот грузов портов Дальневосточного региона зафиксирован всего 119 млн тонн, прирост в сравнении с прошлым годом — только 7,5%. 

Согласно рейтингу агентства Infranews, в контейнерных перевозках на маршруте Россия – Турция заняты следующие морские операторы: «Дело» (входит в группу Рускон) — 18%; Mediterranean Shipping Company (MSC) — 17%; «Arkas Line» — 10%; «Akkon Line» — 8%; «FESCO» — 8%; «Admiral Line» — 5%. 

Автомобильные маршруты: особенности и преимущества

Сухопутная доставка грузов из Турции в Россию сейчас возможна только через Грузию двумя основными маршрутами:

  • Короткий, но с невысокой пропускной способностью: Турция – КПП «Верхний Ларс» (Грузия) – Россия.
  • На 1 000 км длиннее и на 1-2 суток дольше: Турция – Грузия – Азербайджан (пункт «Ханоба») – Россия (пункты «Яраг-Казмаляр» и «Тагиркент-Казмаляр»).

В настоящее время, на пути к «Верхнему Ларсу» строится объездной тоннель на трассе Квешети-Коби, что позволит сократить дорогу с 34 до 11 километров, а движение не будет зависеть от погодных условий и лавиноопасности. Завершить проект и запустить движение планируется в первой половине 2024 года. Кроме этого, уже на самом погранпереходе проведено расширение до 39 полос движения. На текущий момент техническая готовность объекта реконструкции составляет 90%.

Автомобильные грузоперевозки чаще всего используются при поставках сельхозпродукции, строительных материалов, изделий легкой промышленности и текстиля. 

Возможности авиационного сообщения

В условиях, когда большинство иностранных авиакомпаний прекратили рейсы в Россию, а российские авиакомпании были вынуждены прекратить работу на большинстве международных маршрутов, авиационное сообщение с Турцией продолжает наращивать обороты.  

Развитию направления также способствует инфраструктура нового аэропорта Стамбула, который стал на данный момент крупнейшим аэропортом Европы. У аэропорта более 350 пунктов назначения. Пропускная способность 150 млн пассажиров в год. Грузовое подразделение Turkish Airlines – Turkish Cargo способно обрабатывать до 4 млн тонн грузов в год на грузовом терминале площадью 165 тыс. квадратных метров.

Авиатранспорт позволяет обеспечивать доставку из Турции в Россию дорогостоящих, но легких грузов — бытовую технику и электронику, медицинские препараты, запчасти и ювелирные изделия.  

Железнодорожные маршруты: потенциал и перспективы

Несмотря на открытие в 2021 году железнодорожного коридора Маршандиз (Турция) – Ворсино (Калужская область, Россия) через территорию Грузии и Азербайджана, объемы перевозки по данному виду доставки невелики. Железнодорожная колея в Турции – стандартная европейская, поэтому при прямой доставке в Россию товар приходится перегружать на другой поезд, а это увеличивает стоимость и сроки для грузополучателя.

Схема обычно такая: товар довозится через Черное море на контейнере в Новороссийск, а затем перегружается на поезд. С 1 октября 2023 года РЖД и Почта России запустили скоростной товарный поезд, который способен развивать 140 км/ч (это сопоставимо со скоростью пассажирского поезда). Время следования поезда из Новороссийска до Ворсино — около 24 часов.