Рынок грузоперевозок не поддается никакому прогнозированию в этом году.
Руководитель службы логистики ГК АРИВИСТ Станислав Тобин рассказал «Горизонту событий» о том, как море волнуется, а вместе с ним и все участники ВЭД, наблюдая резкий рост ставок на морской фрахт.
Станислав Тобин.
Руководитель службы логистики ГК АРИВИСТ
В ноябре ставки морского фрахта выросли практически в два раза по отношению к уровню ставок в октябре. Еще пару недель назад привезти стандартный 40-футовый контейнер стоило 2000 долларов. Сегодня цифры почти в два раза превышают октябрьскую ставку – 3800 долларов.
Чтобы понять, насколько это резкий и неожиданный рост, если что-то еще можно назвать неожиданным в 2020 году, стоит посмотреть на прошлогодние ставки в этот же период:
- $1130 — Ноябрь 2019
- $2140 — Декабрь 2019
- $2800 — Январь 2020 (пиковый месяц высокого сезона)
- $2400 — Февраль 2020 (месяц Китайского Нового года)
Конечно, мы на пороге традиционного для отрасли высокого сезона, когда начинается рост всех тарифов на грузоперевозки. Однако обычно напряжение ощущается в конце года перед европейским Рождеством и российскими каникулами, а ажиотаж приходится на период преддверия китайского Нового года. Заказов больше, люди закрывают годовые контракты – ставки подрастают.
Рост ставок осенью 2020 можно назвать планомерным, так как Европа в ожидании второй волны коронавируса, закупалась заранее.
Морские линии объясняют резкий рост ставок дефицитом порожнего оборудования у всех операторов и ранним началом высокого сезона. Овербукинг приводит к тому, что линии переносят отправку на 2-3 недели, что раньше случалось только в исключительных ситуациях (обычная задержка составляла около недели).
Нельзя не отметить, что морские линии готовы идти на встречу и отправлять грузы быстрее — по priority-тарифу, который стоит на 1000 долларов больше базового. Не просто так, отраслевые аналитики, отмечают значительный рост прибыли морских линий в третьем квартале 2020 года. Ситуация с нехваткой порожнего оборудования идет в плюс к прибыли морским линиям.
Как чувствуют себя грузовладельцы, когда отправка их груза переносится
Открытым вопросом остается дефицит контейнеров. Грузопоток контейнеровозов остался практически на уровне 2019 года (сократился на несколько процентов, по данным Container Trade Statistics), а объем утилизации контейнеровозов минимален.
Конечно, железная дорога в этом году начала активнее заявлять свои позиции на рынке контейнерных грузоперевозок, но пока ж/д не может тягаться по объемам с морем. К слову, железная дорога также выдает увеличение тарифов на 500 долларов. Причины овербукинга те же – дефицит порожних контейнеров и приближение зимних праздников. «Контейнеры будут грузиться в порядке очереди, исходя из дат фактических отгрузок и дислокации груза. Поэтому гарантировать, что контейнер погрузят на определенный поезд в данном случае не можем. Часть контейнеров с ноября, скорее всего, уедут в декабре» — объясняют железнодорожные партнеры. А могут и не уехать, потому что из-за заторов даты выхода поездов могут быть сдвинуты.
Предпосылок к тому, чтобы началась тенденция к снижению ставок нет. И все участники ВЭД должны понимать, чем дольше они тянут с отправками, тем больнее будет, учитывая ослабевший курс рубля. Ставки будут расти вплоть до середины февраля, а по какому сценарию сказать в существующих реалиях невозможно.
Фото pixabay.com