склад
Средства автоматизации для складов E-commerce
На российском рынке решений по автоматизации для интралогистики наблюдается рост спроса. Это вызвано всплеском интернет-продаж на фоне пандемии COVID-19
Сергей Рычагов
Директор ООО "Липперт"
По данным АКИТ, в первом полугодии 2020 года доля российского e-commerce в общем обороте розничной торговли достигла 10,9% (в 2019 г. показатель был равен 6,1%), весь оборот онлайн-торговли составил 1,6 трлн. руб. Объем всего рынка розничной торговли за шесть месяцев прошлого года Росстат оценивал в 15,2 трлн. руб.

Все без исключения эксперты уверены, что рост рынка e-commerce в ближайшие годы продолжится относительно высокими темпами, но не такими как в 2020 году, который был аномальным с точки зрения изменения потребительского поведения.

Data Insight делает следующий прогноз:
Ключевые тренды e-Commerce на текущие 5 лет:
1
Ожидаемые темпы роста
2
Развитие каналов
3
Развитие игроков рынка
4
Развитие инструментария
5
Изменения структуры рынка и др.
Несмотря на то, что Москва и Санкт-Петербург по-прежнему лидируют по объему продаж, регионы активно развиваются и ожидается рост их доли. Также драйером роста e-commerce станут новые отрасли, выходящие на рынок.

Все эти факторы только усиливают потребность игроков рынка в развитии их логистической инфраструктуры, и, в частности, внедрения комплексной автоматизации интралогистики.
Интралогистика - это совокупность взаимосвязанных элементов производства, обеспечивающих функционирование предприятия за счет упорядоченного движения материальных и сопутствующих потоков с момента появления материальных ресурсов на складе предприятия до поступления продукта на склад готовой продукции.
Это обусловлено ростом конкуренции, повышением требовательности клиентов и дефицитом качественных складских площадей и рабочей силы.

Использование механизации и комплексных решений по автоматизации складских операций дает ответ на эти вызовы через рост производительности, скорости и качества при увеличении коэффициент использования полезной площади, что позволяет сократить издержки, повысить производительность, делает бизнес более и конкурентным, и прибыльным.
Сейчас на рынке наиболее популярны следующие виды оборудования:
Конвейеры и конвейерные системы

Преимуществом конвейеров является модульный принцип, позволяющий создавать гибкие цепочки перемещения продукции для оперативных изменений технологического процесса.

Конвейерные технологии снижают уровень задержек, практически исключает простои и позволяет придать производству единый ритм с минимальным воздействием человеческого фактора и транспортных сбоев.

Область применения:
- пищевая промышленность и машиностроение;
- логистика и организация складских перемещений;
- легкая промышленность и фармакология;
- все виды производств, в которых применяется автоматизированная фасовка и упаковка товаров.
Высокоскоростные сортировочные системы

Параллельные линии комбинируются для увеличения производительности. Специально разработанная технология для особо точной сортировки.
Высокая степень энергоэффективности снижает производственные затраты и обеспечивает экологичность.
«Радиошаттл»

Технология сочетает в себе характеристики глубинных и гравитационных стеллажей, но отличается от них наличием еще одной пары грузонесущих направляющих или опорных профилей, которые расположены на 20-25 см ниже направляющей для паллетов.

Автономная работа обеспечивается за счет встроенного аккумулятора и электродвигателя.
«Радиошаттл» может быть выполнена с несущей платформой - специальным лифтом для шаттла, заменяющим работу водителя погрузчика.
Подход к инвестициям
Комплексная автоматизация позволяет объединить типы оборудования в эффективно работающие системы с дополнительной экономической синергией. Реализация таких проектов требует инвестиций, как финансовых, так и интеллектуальных.

Общий подход к инвестициям в России предполагает их возврат в течение не более чем трех лет. В Европе готовы ждать окупаемости в более долгие сроки от 5 до 7 лет, в зависимости от масштабности и слаженности проекта. В Европе оплата складских работников в 2-3 раза выше, чем в России. Производительность также в Европе в 4 раза выше (в Германии в 5 раз), в основном благодаря высокому уровню автоматизации и постоянным инвестициям в новые технологии.
Европейский опыт. Проект DHL Hub Pforzheim.
Российский опыт. Действующая с 2014 года, линия сортировки посылок DPD в Санкт-Петербурге.
Факторы, влияющие на сроки окупаемости проекта:
1
Макроэкономические
- Стоимость и доступность рабочей силы
- Курс рубля
- Неопределенность рынка
2
Окружающая среда и инфраструктура
- Подъездные пути и парковка
- Доступность инженерных коммуникаций
- Соответствие здания техническим требованиям
3
Готовность к новым технологиями
- Необходимость адаптации
- Поэтапное развитие
- Управление изменениями HR & IT

Кейс:

Фулфилмент центр Lamoda. Проект был спланирован так, что и здание, и система автоматизации позволяли обеспечивать поэтапное развитие мощности операций. Это позволило на протяжении нескольких лет поддерживать высочайший уровень SLA при кратном росте объёмов продаж.
Правильная технология разработки и внедрения проектов комплексной автоматизации помогает реализовывать проекты в срок. Получать наибольшую экономическую эффективность и управлять рисками.
Ключ к успеху в технологии разработки проектов:
Сквозной анализ данных для определения объема сортируемых товаров
Определение пропускной способности сортировщика и количества пунктов назначения сортировки
Ограничения и окружающая среда для входящего и исходящего потока.
Знание решений, предлагаемых рынком
Отражение перспектив будущего роста и изменений
Управление изменениями: операционная и ИТ - среда
До 2025 года нас ожидает трёхкратный рост объёмов онлайн-торговли. Для обеспечения эффективного ответа на этот вызов потребуются инвестиции в производственные мощности и технологии.

С точки зрения конкурентоспособности, залогом производительности и эффективности предприятия является правильная система управления материальным потоком. Сделать самостоятельный выбор в пользу той или иной технологии без глубокой экспертизы очень трудно, а ошибки несут огромные финансовые и репутационные риски. Использование "best practice" от лидеров рынка позволит пройти это сложный путь более быстрыми темпами и с меньшим количеством ошибок.
Текст Марина Сипатова

В Красносельском районе Санкт-Петербурга на Волхонском шоссе построят транспортно-логистический комплекс «Юго-Западный» за 2 млрд рублей.

Эффективность систем зависит от группы, к которой она принадлежит

ФТС планирует разрешить маркировку товаров на таможенных складах в морских пунктах пропуска

ТЕХНОНИКОЛЬ к IV кварталу 2022 г. создаст международный логистический хаб площадью более 13 тыс. кв. м.

В России вышел в свет шестой выпуск справочника «Склады РФ 2021»

Электронная торговля изменяется под воздействием новых условий на рынке, меняя цепи поставок и развивая омниканальность логистики

Олег Альхамов назначен на должность генерального директора FM Logistic в России