XI МЕФТ прошел 3-4 августа в Москве в Центре международной торговли. В нем приняло участие рекордное количество человек — более 1500 человек из 64 регионов России. Ажиотаж был вызван обеспокоенностью рынка вступлением в силу с 1 сентября нового закона о такси № 580. Органы власти заверили участников в том, что этот процесс пройдет максимально плавно и потрясений в отрасли не будет. Агрегаторы предупреждают об опасности резкого роста цен на поездки.
Закон вступит в силу 1 сентября и будет направлена на то, чтобы сделать сферу такси более безопасной для пассажиров, а также вывести из тени нелегальных перевозчиков. Закон уточняет статус самозанятого, в нем впервые определили правовой статус и требования к службам заказа легкового такси. Также положения ФЗ-580 предусматривают права регионов на ограничение работы такси на территории аэропортов, вокзалов и железнодорожных станций за исключением специально отведённых мест. Помимо этого, субъекты страны получат право устанавливать минимальные размеры тарифов перевозок.
Одним из ключевых вопросов деловой программы стало создание ФГИС «Такси». «С сентября 2023 года в каждом субъекте должны начать действовать три реестра: перевозчиков, легковых такси и служб заказа. Все участники рынка должны быть внесены в эти реестры. ФГИС «Такси» интегрирует всех участников, призвана повысить прозрачность отрасли и контроль за ними. В итоге она объединит 453 тыс легковых такси. Более 80% регионов планируют использовать ФГИС «Такси» для ведения региональных реестров, что позволит сэкономить субъектам. Результатом использования ФГИС «Такси» станет повышение качества услуг, снижение количества ДТП, легализация такси, снижение затрат регионов. Считаю, что ФЗ-580 даст новый импульс развития и позитивные тенденции для совершенствования рынка такси», — сообщил заместитель Министра транспорта РФ Дмитрий Баканов.
Органы власти высказали готовность обеспечить гладкое и безболезненное вступление в силу закона о такси без потрясений для таксомоторной отрасли. «Закон направлен на то, чтобы систематизировать рынок и запустить механизм его «обеления». С 1 сентября ничего глобально не изменится для таксомоторной отрасли, потому что закон не подразумевает ничего принципиально нового в плане требований к перевозчику. Системе также нужно еще выстроить организацию наказаний за нарушения, а это произойдет еще не скоро. Оснований для повышения цен на такси также нет», — сообщил Луговенко Владимир, заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России.
При этом представители агрегаторов выразили опасения, что после 1 сентября вероятность роста цен на поездки все-таки высока, что приведет к тому, что такси станет роскошью. Также, по их мнению, количество нелегальных таксистов только возрастет.
На форуме прошло несколько сессий в режиме «вопрос-ответ», где представители власти постарались подробно разъяснить участникам рынка особенности вступления в силу нового закона.
Владимир Макаров, заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, рассказал об особенностях развития рынка такси в Москве, который по многим параметрам имеет передовой опыт. Например, среднее время подачи автомобиля в Москве составляет 4 минуты, что является одним из лучших показателей с мире.
«Ежедневно в Москве 1,7 млн человек пользуется услугами такси, пассажиропоток в 2023 году вырос примерно на 100 тыс человек. Более 586 млн человек перевезено в Москве за 2022 год. Система КИС «АРТ», которая была запущена в 2021 году, получила хорошие отзывы от пассажиров о том, что поездки стали безопаснее, люди стали чувствовать себя более комфортно, понимают, что их везет такси, которое имеет разрешение, и водитель, который проверен. Сейчас в этой системе зарегистрированы более 300 тысяч водителей, из них 71% — это граждане РФ и 29% — это иностранные граждане. Лидирующую позицию здесь, конечно, занимает Киргизия, на втором месте — Таджикистан, и после идет Узбекистан. Средний возраст водителя такси в Москве составляет 37 лет, средний стаж вождения — 15 лет. Самые популярный автомобили для такси – это пока все еще HYUNDAI SOLARIS, VOLKSWAGEN POLO, KIA RIO. Набирает обороты «Москвич», в том числе, и его электрическая версия, а также китайские автопром (наиболее популярны Chery, Geely, Huawei, JAC)», — сказал Владимир Макаров.
В рамках деловой программы форума прошло 17 секций, где эксперты постарались ответить на важные для участников отрасли вопросы об обновлении и обслуживанию автопарков, финансированию и технологическому обеспечению сферы такси, развитии инфраструктуры для электротранспорта и городской мобильности, совершенствовании организации рынка труда, безопасности, вопросам страхования, социальным аспектам деятельности такси и др.
В том числе на полях форума обсудили международные практики развития таксомоторной отрасли. Эксперты из Великобритании, Сербии, Бельгии, Киргизии, Казахстана, Туркменистана, Армении, Беларуси и других стран обсудили такие актуальные отраслевые тенденции, как электрические и беспилотные такси, а также нормативные аспекты взаимодействия государств по совершенствованию перевозок.
Параллельно деловой программе Форума прошла выставка, на которой были представлены новинки автопрома, новые решения в сфере IT, финансового сектора, оборудования и топлива, городской транспортной инфраструктуры. На экспозиции «Москвич» представил «Москвич 3е» и новый седан «Москвич 6», который планируется в производство и продажу уже в этом году. Также там был представлен социальный автомобиль с электроподъемником. Он используется для перевозки маломобильных людей на колясках в рамках совместного проекта Департамента транспорта Москвы и Яндекс.GO.
Итогом работы МЕФТ станет общественная резолюция с предложениями по совершенствованию механизмов регулирования отрасли. Резолюция будет направлена в Государственную Думу ФС РФ, Министерство транспорта РФ и другие профильные ведомства. Предложения в резолюцию принимаются в оргкомитете до 18 августа.