В российской транспортно-логистической отрасли в январе-мае значительно выросла потребность в курьерах и менеджерах по продажам. По сравнению с прошлым годом спрос увеличился в десятки процентов, свидетельствуют данные исследования, проведенного логистической компаний ГК «Маршал» совместно с крупнейшей рекрутинговой платформой hh.ru при участии ПЭК, Boxberry и Pony Express.
По уровню востребованности курьеры и менеджеры по продажам уступают только дальнобойщикам, дефицит которых остается самой острой проблемой отрасли. Динамическое развитие логистики в целом, сложная внешнеэкономическая ситуация, демографическая яма, создание крупных логистических центров, локализация конкурентов — все это приводит к тому, что компании конкурируют между собой по условиям для действующих и потенциальных сотрудников. Медианные зарплаты вакансий в отрасли выросли на 12%, до 66 тыс. руб.
В январе-мае транспортно-логистические компании испытывали наибольшую потребность в водителях, именно в этот период на сайте hh.ru размещалось в среднем по 5 тыс. вакансий в месяц, курьерах (3,6 тыс.), менеджерах по продажам/по работе с клиентами (2 тыс.) и менеджерах по логистике/специалистах по внешне-экономической деятельности (1,6 тыс.). Эти специальности входили в топ-4 самых востребованных каждый месяц этого года. Пятую строчку занимали попеременно профессии комплектовщика/упаковщика (в апреле-мае это в среднем по 1,4 тыс. вакансий в месяц) и кладовщика (с января по март — в среднем по 1 тыс. вакансий в месяц).
Потребность в курьерах и менеджерах по продажам оказалась значительно выше, чем в январе-мае прошлого года: число соответствующих вакансий выросло на 40% и 36% соответственно. Потребность в водителях и менеджерах по логистике росла менее высокими темпами, хотя тоже впечатляющими (на 20% и 17% соответственно).
В то же время динамика спроса на IT-специалистов оказалась не столь существенной. Они не вошли в топ-5 специальностей, в которых отрасль испытывает наиболее высокую потребность, а количество размещенных вакансий в январе-мае осталось на уровне прошлого года — примерно 1,4 тыс. вакансий в среднем в месяц.
Медианные зарплаты в транспортно-логистической отрасли в январе-мае выросли на 12% год к году, до 66 тыс. руб.
Без водителей нет логистики
Главной проблемой транспортно-логистических компаний по части кадров остается серьезная нехватка водителей, сходятся во мнении топ-менеджеры транспортных компаний. За пять лет дефицит увеличился с 15% до 21%, уточняет замдиректора ПЭК Вадим Филатов. Больше всего транспортно-логистическим компаниям не хватает водителей грузовиков массой свыше 3,5 тонн («СЕ»). Уже сейчас 2-5% автопарков некоторых компаний простаивают по этой причине. Если дефицит будет расти, это, по словам Филатова, приведет к нехватке транспортных средств для доставки грузов по всей стране.
Нехватка дальнобойщиков начала развиваться еще после распада СССР. Этому способствовали множество факторов: сокращение числа автошкол, которые готовят водителей грузовиков, тяжелые условия труда (дальнобойщики проводят в рейсе примерно 14-18 дней в месяц), финансовый фактор и другие, поясняет Филатов. На сегодняшний день профессия потеряла привлекательность для молодежи — средний возраст работников составляет 48-52 года и продолжает увеличиваться.
В краткосрочной перспективе одним из решений проблемы мог бы стать наем иностранных работников. Но оформить иностранного гражданина непросто. Чтобы работать в России водителем грузовика, соискатель должен получить патент либо этот патент должен приобрести для него работодатель. При этом документ выдается на определенное время и позволяет сотруднику работать только в пределах выдавшего его региона. Совершать межрегиональные перевозки такой работник не может. Для работодателя, в свою очередь, оформление патента — это дополнительные расходы.
Эксперты сходятся во мнении, что отмена нормы, ограничивающей действие патента в пределах одного региона, в целях облегчения найма иностранных работников могла бы стать эффективной мерой по сокращению дефицита водителей в обозримой перспективе. Отмена этой нормы позволила бы иностранным водителям доставлять грузы между регионами страны.
«От политики России в отношении трудовых мигрантов будет зависеть, «покроемся» мы по водителям или нет. Через какое-то время эта проблема выйдет на государственный уровень. Первыми ее почувствуют крупнейшие ритейлеры, такие как «Магнит», компании с госучастием, а также крупнейшие маркетплейсы. Они первыми будут подсвечивать эту проблему на уровне правительства. Водители станут дороже: они станут чем-то вроде пилотов самолетов или новыми айтишниками», — рассуждает Михаил Белоусов.
Ecom «усугубил» дефицит курьеров
В условиях роста спроса на доставку из интернет-магазинов и маркетплейсов в логистике уже третий год усиливается нехватка курьеров, отмечает Вадим Филатов из ПЭК. По состоянию на июнь их нехватка составляет примерно 20%, а в высокий сезон, который длится с сентября по декабрь, дефицит традиционно увеличивается до 30%.
Отрасли не хватает продажников
С развитием ecom и логистики в России в целом сформировалась парадоксальная ситуация: логистические услуги на рынке невероятно востребованы, но менеджеров, которые могут их качественно продавать, немного.
«Сложная ситуация с подбором менеджеров по продажам наблюдается не первый год, — рассказывает директор по персоналу Boxberry Галина Головкова. — Многие компании, в том числе наша, готовы брать кандидатов без опыта работы, предлагая на входе легкие обучающие форматы различного вида, гибридный или удаленный режим работы. Отклика кандидатов на вакансию практически нет. Миф о «легких» деньгах в продажах развеян давно, отсюда и падение интереса».
Для решения проблемы нехватки, компаниям порой приходится прибегать к нетривиальным решениям. Например, ПЭК и Pony Express предлагают стать агентами по продажам услуг компаний. Партнерская программа Pony Express предполагает, что любое юрлицо или индивидуальный предприниматель может продавать услуги и получать 30% выручки по привлеченным клиентам, рассказывает гендиректор компании Марья Дей.
Гендиректор ГК «Маршал» ожидает усиления дефицита менеджеров по продажам. В качестве меры по компенсации она рассматривает перепрофилирование менеджеров по логистике, недостатка в которых как раз не наблюдается. «Сейчас достаточно много ВУЗов выпускают менеджеров по логистике. Из них мы можем брать менеджеров по продажам — по той причине, что это люди, которые понимают, о чем идет речь в логистике. Это направление считается достаточно перспективным. ВУЗы, у которых даже не было такого факультета несколько лет назад, его запускают. Так что с логистами, вероятно, проблем не будет».