В первом полугодии  2023 года объем комплексной складской логистики (3PL) в России увеличился в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в исследовании ПЭК, подготовленном совместно с 3PL-операторами STS Logistics, Tablogix, а также аналитиками NF Group, CORE.XP, Ricci и Nikoliers. Спрос на услуги складских операторов растет вслед за выходом на рынок новых игроков, оптимизацией расходов на логистику, и возникшим острым дефицитом складов в России, из-за которого бизнесу все сложнее арендовать новые площадки.

Больше всего спрос на комплексную складскую логистику вырос среди поставщиков автомобилей и спецтехники, запчастей и комплектующих, ритейлеров продуктов питания, товаров народного потребления, одежды и обуви. 

Увеличение объемов 3PL-операций в 1,5 раза (рост измеряется в паллетоместах) связано с несколькими факторами.

Первый — стремление бизнеса оптимизировать расходы. Как объясняет руководитель департамента развития складских проектов STS Logistics Алексей Чуденков, компании, потерявшие объемы продаж в силу разных причин, стали искать более выгодные предложения по складской логистике и, в ряде случаев, передали ее на аутсорсинг.

Второй фактор — выход на российский рынок новых игроков, которые занимают опустевшие ниши, добавил директор бизнес-юнита ПЭК:3PL Игорь Евсеев. Вслед за увеличением объемов 3PL-операций компания в мае запустила новый склад площадью 22 тыс. кв. м на севере Московской области. 

Согласно данным NF Group, по предварительным итогам I полугодия 2023 года уровень свободных площадей на рынке складской недвижимости Москвы снизился на 1,1 п.п. и составил 0,7%.

Аналитики CORE.XP считают, что дефицит свободных площадей характерен для всех крупных региональных «логистических» рынков. 

По информации Nikoliers, за I полугодие 2023 года доля вакантных складских площадей в целом по России сократилась на 0,9 п.п. до 2%. По итогам 2022 года наибольший спрос на помещения класса А отмечался в Екатеринбурге (299 тыс. кв. м), Самаре (72 тыс. кв. м), Воронеже (66 тыс. кв. м), Нижнем Новгороде (52 тыс. кв. м) и Новосибирске (36 тыс. кв. м), приводят данные аналитики компании. При этом во всех городах объем спроса опережает количество новых предложений.

«В условиях дефицита складских площадей все больше компаний, которые ранее самостоятельно управляли логистикой, при запуске новых проектов обращаются к 3PL-провайдерам», — отметил директор по продажам Tablogix Дмитрий Масальцев. 

За год логистические операторы ускорили запуск складских проектов более чем в три раза, подчеркнул Алексей Чуденков. Если раньше планирование и подготовка могли занимать до трех месяцев, в новых реалиях обязательное требование большинства клиентов — запуск за две-три недели.

«Российский бизнес перестраивается на новые каналы продаж в режиме реального времени, тестирует новую ассортиментную матрицу, вслед за этим выросла динамика обработки товарных позиций. По итогам двух кварталов 2023 года на 30% вырос спрос на кросс-докинговые операции, когда товар обрабатывается сразу после прибытия на склад, а затем отгружается для доставки конечному получателю. Обязательным требованием стала API-интеграция, автоматизированный обмен данными между 3PL-провайдером и клиентом, который позволяет в режиме реального времени отслеживать каждый этап доставки товара», — рассказал директор бизнес-юнита ПЭК: 3PL.

Спрос на 3PL растет вопреки подорожанию сервисов

За прошлый год себестоимость 3PL-операций выросла в среднем на 12% год к году, тарифы увеличились на 9%, говорится в исследовании ПЭК. 

Рост расходов связан с увеличением размера заработной платы складского персонала: грузчиков, комплектовщиков и других работников. «Разгонную» динамику задают маркетплейсы, перегревая уровень зарплаты на 20% и более процентов, отметил Дмитрий Масальцев.

За полтора года российский рынок покинули десятки европейских и японских производителей спецтехники и IT-оборудования, компаниям пришлось ускоренно переориентироваться на альтернативных поставщиков, что повлекло за собой дополнительные расходы, подчеркнул Алексей Чуденков. 

В 2023 году себестоимость логистики увеличилась из-за роста ставок на аренду складов, добавил он. Согласно данным NF Group, за январь-июнь 2023 года средневзвешенная ставка аренды в помещениях класса А в Московском регионе выросла на 9%, в Ленинградской области рост составил 4% — до 6 тыс. руб за 1 кв. м. triple net в обоих регионах.

При этом на фоне конкуренции между арендаторами за оставшиеся крупные блоки ставки по отдельным объектам могут быть гораздо выше среднерыночных значений, отметили аналитики CORE.XP. С апреля по июнь количество готовых к въезду вакантных блоков в столичном регионе снизилось более чем в два раза, добавили в Ricci. 

Как операторы сдерживают цены

3PL-провайдеры оптимизируют расходы, чтобы не перекладывать их полностью в тарифы для клиентов. Например, ПЭК начал производить поддоны, оборотную тару и паллетные борта для собственных нужд. Теперь компания на 100% самостоятельно закрывает свои потребности в оборотной таре, в поддонах — на 60%. При изготовлении упаковки ПЭК использует 60% вторсырья. За счет этого компания на 40% сократила затраты на жесткую упаковку год к году.

К тому же ПЭК перешел на альтернативных поставщиков запчастей: европейские заменили китайскими и российскими, стоимость которых ниже на 20-30%, в зависимости от категории.

Благодаря этим мерам ПЭК сократил складские расходы на 6% год к году.

Рост цен не снизит спрос на 3PL

Себестоимость 3PL-операций до конца года продолжит увеличиваться на фоне растущего дефицита персонала и складов, роста арендных ставок и размера заработной платы работников, прогнозирует руководитель департамента развития складских проектов STS Logistics Алексей Чуденков.

При этом 3PL-провайдеры ожидают полного восстановления объема логистических услуг и притока новых клиентов. Драйверами спроса станут такие сегменты как запчасти и комплектующие, одежда и обувь, товары народного потребления, считает Игорь Евсеев. До конца года компания планирует расширить складские площади в России на 50% со 150 до 200 тыс. кв. м. За три года ПЭК рассчитывает войти в ТОП-3 российских операторов 3PL-услуг. Другие участники исследования, среди прочего, отмечают рост спроса на складскую обработку и хранение бытовой техники и электроники китайского производства, а также брендов, ввозимых в страну по модели параллельного импорта.