Система управления складом (СУС) — это основная цифровая технология на складе, которая развивается и совершенствуется на протяжении уже 30 лет.

В том или ином виде СУС работает практически на 90% складов в России.

Эффективность систем зависит от группы, к которой она принадлежит. Таких групп три, говорит интерим-менеджер DSCM Expert Антон Мартьянов.

Первая группа – любительская, когда используется некий готовый код, скаченный группой внутренних программистов из открытых источников: компания настраивает базовую WMS (Warehouse Management System) под потребности и техническое задание внутреннего заказчика (начальника склада или директора по логистике). «Если начальник склада при работе с СУС первого уровня сделал задание с ошибкой, то система будет работать в дальнейшем с ошибкой, которую можно и не обнаружить», — поясняет Антон Мартьянов. Данная система обычно применяется в рамках малых компаний, когда ошибки не могут стать фатальными для бизнеса, т.е. не несут ущерба ни репутации, ни штрафов от клиентов, ни угрозы окружающей среде.

Второй уровень систем разрабатывают крупные IT-компании (вендоры). Однако в России, по словам Мартьянова, просто копируют иностранные технологии с неким отставанием, пытаясь «догонять Запад». Вторая система более универсальна и уже применяется более 10 лет. Однако её необходимо дорабатывать внутри компании под особенности бизнес-процессов каждого предприятия, что предполагает длительный путь взаимодействия между подрядчиком и заказчиком. Пока система дорабатывается, рынок может значительно поменяться, как произошло в 2020 году.

Третий тип систем – EWM (Extended Warehouse Management). Эта система промышленной эксплуатации подходит для складов производственных предприятий — она разработана в соответствии со стандартами, законами и нормами инноваций в бизнесе. Третья группа — наиболее дорогая, надежная, безопасная и уже готовая к работе. Её достаточно просто настроить внутреннему специалисту или привлечённому консультанту. Если у компании бизнес-стратегия с горизонтом планирования от пяти лет, то эффективнее эксплуатировать систему EWM класса.

Склад – это элемент логистики, уровень сервиса и надежности. Эти три системы напрямую влияют на производительность и выполнение основной задачи бизнеса. Для развивающегося бизнеса важно, чтобы цифровая система давала конкурентное преимущество, то есть не просто обрабатывала складские операции, а работала на опережение конкурентов.

— Многие ошибки всплывают во время высокого сезона и пиковых нагрузок, а также из-за текучести кадров, – комментирует Антон Мартьянов. – Чем надежнее система, тем крепче репутация.

Если основная деятельность компании заключается в перепродаже, то оптимальным вариантом для нее будет приобретение готового WMS решения от ИТ-вендора и настройка под потребности. Затраты будут соответствовать уровню OPEX (повседневные расходы), что не принесет бизнесу добавленной стоимости и не создаст конкурентные преимущества.

EWM системы не просто управляют складскими процессами, но и самим складом и внешними процессами. В состав них входят такие модули как: EM (Event Management), EAM Стандарт СМК серии ISO 55000 (Enterprise Asset Management), GHLM (Growth Hacking Logistics Management) YM (Yard Management), SM (Service Management), SIAM (Streamline Identity and Access Management) и т.п.

– Эти решения помогают эффективно управлять звеном в цифровой цепи поставок (DSCM) от затрат на подрядчиков, ремонты, сервисное обслуживание оборудования и колесной техники до управления человеческим ресурсом. В том числе взаимодействуя с контролирующими государственными органами в едином окне, позволяя прогнозировать бюджеты, балансировать ресурсами и заниматься аналитическо-управленческой деятельностью с вышестоящим руководством. То есть EWM — это расширенная система управления складом в едином окне, покрывающая все процессы склада «от и до».

Стоимость её установки, внедрения и содержания исчисляется миллионами рублей, но и повышает капитализацию и стоимость компании, — говорит господин Мартьянов. — Это уже новая целевая бизнес-модель «цифрового производства», которая является важным элементом цифровой трансформации бизнеса. Если вы хотите, чтобы ваше производственное предприятие не догоняло, а задавало тренды на рынке, формируя новые УТП, тогда смотрите в сторону EWM-решений. Благодаря 2020 году будущее наступило быстрее, чем мы того хотели, поэтому в 2021 – 2022 году все начинают наверстывать цифровые упущения.

Кейс: На мультитемпературном складе (от 0°C до глубокой заморозки -24°С) внедрена WMS-система с управлением голосом. От одного из ключевых заказчиков приходит претензия, что товар привезли не вовремя в «подпорченном состоянии», то есть он был разморожен на складе. Репутация директора по логистике и начальника склада была также «подпорчена», в связи с чем встал вопрос об их депремировании или увольнении. При расследовании выяснилось, что ночью проводили ремонтные работы холодильной установки в зоне скомплектованной продукции. При ремонте, «что-то пошло не так», но информация до руководства не дошла. WMS-система в начале смены сообщила, откуда и куда грузить палету, то есть сработав на отлично. Но при приёмке товар оказался «подпорченным».

В итоге техническая служба эксплуатации и подрядчик «уклонились» от ответственности и всю вину переложили на начальника склада, и он был уволен. При этом подобное управленческое решение не решило проблемы и не компенсировало сумму штрафов и упущенной выгоды.

Если бы на складе была реализована система EWM со стандартом ISO 55002, то такая ситуация была бы исключена, заявляет Мартьянов.

Эксперт-консультант по оптимизации бизнес-процессов в логистике е-com и производств, директор ООО «Липперт» Сергей Рычагов привел пример интернет-магазина по оптимизации сборки заказов.

В существующем процессе сотрудники склада ходили за каждым заказом отдельно. Для повышения эффективности были изменены настройки в WMS-системе: теперь сборщики стали проходить по маршруту, когда накапливается 100-200 заказов. Рост производительности на первом этапе составлял 32%, с внедрением дополнительных инноваций были достигнуты 48%.

— При обработке возвратов, можно просто положить товар на полку, — поясняет Сергей Рычагов. — А можно при приемке товара идентифицировать его по частоте обращений, и, исходя из информации, положить его либо в дальний сток, либо в ближний. Соответственно, элементарная цифровая обработка данных повышает эффективность товарного запаса, а последующие затраты на разборку товара снижаются.

Благодаря этой обработке компания понимает, какое количество стока есть на складе, а какое находит в пути к клиенту или от него. Это помогает снизить количество товарного запаса и оборотных средств, замороженных в нем.

Оптимизация операций с помощью технических средств

Можно выделить три этапа оптимизации сборки товаров:

  1. Терминалы сбора данных (ТСД) оптимизируют работу человека, позволяя ему быстро и эффективно выполнять свои задачи. Например, при сборке товара: на мониторе написано, куда сотрудник склада должен пойти за позицией, а после отсканировать товар. Данная технология в отличие от ручной дает от 10 до 25% прироста производительности.
  2. Системы с голосовым помощником.
  3. Системы дополненной реальности – AR, которую уже предлагают по приемлемой цене. Сотрудник надевает виртуальные очки, которые ведут его по определенному маршруту. В данном случае работает и визуальный, и аудиальный каналы восприятия.

— Если на складе использовался только ручной труд, не надо сразу же внедрять цифровые технологии, — комментирует Сергей. – Стоит двигаться поэтапно. Период адаптации и обучения персонала будет немного длиннее, но переходить к высоким технологиям лучше постепенно.

Существуют полностью автоматизированные системы отбора товара, где с помощью механизмов и автоматизации товар хранится в высотном складе, и с помощью конвейерной линии подвозится к рабочему месту, а у сотрудника на экране высвечиваются его задачи.

— Производительность с использованием такой системы может вырасти до 100% и выше, но вопрос упирается в инвестиции — говорит Рычагов. – Зачастую стоимость рабочей силы оказывается дешевле инвестиций в подобную систему. Бизнес-структуры с низкомаржинальным товаром на это не пойдут.

Каждая компания должна решить для себя, насколько система будет управлять процессом без вмешательства человека. Но для участия в конкурентной борьбе за клиента, необходимо переходить к цифровым технологиям.

Текст Марина Сипатова