Пандемия коронавируса ударила не только по здоровью населения по всему миру, но и
отразилась на экономической жизни, затронув все бизнес-процессы. Руководитель
отдела импорта сети гипермаркетов «Лента» Наталья Савкина рассказала нам о том,
как эпидемия повлияла на цепи поставок сети и на какие принципы опирается компания
при выборе надежных партнеров.
Наталья Савкина
Руководитель отдела импорта сети гипермаркетов «Лента»
— Наталья, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как устроены цепочки поставок сети «Лента»?
— «Лента» импортирует разные виды товаров. Основные категории – это
непродовольственные товары, товары народного потребления, свежие овощи и фрукты, заморозка и продуктовые товары, не требующие специальной температуры для хранения (кондитерские изделия, бакалейные товары, кофе, чай и др.). В основном товары мы
привозим морским и автомобильным транспортом в соотношении 70% на 30%. Также у нас есть свой автомобильный парк, который мы используем для внутрироссийских перевозок.
— Как изменились цепи поставок во время эпидемии? Сокращали ли вы количество звеньев?
— Общая структура цепей поставок осталась неизменной. Эпидемия не затронула эти процессы, потому что мы как ритейл постоянно работаем в режиме быстрого реагирования на любые изменения.
Конечно, мы, как и все, столкнулись с вызовами, которые нужно было оперативно преодолеть. Например, возникла необходимость максимально скорой доставки средств индивидуальной защиты как для наших сотрудников, так и для наших покупателей. В начале эпидемии у нас существенно вырос объем продаваемых СИЗов.
— Из-за закрытия границ у многих возникали перебои с поставками. Ощутили ли вы это на себе? На какие направления меняли ориентир?
— У нас не возникло существенных проблем с поставщиками. Эпидемия в Китае совпала с Китайским Новым годом, и благодаря нашим партнерам мы успешно вывезли весь должный объем до новогодних каникул. Мы не меняли наших поставщиков, а скорее
рассматривали варианты, как сократить сроки производства или сделать более частые отгрузки.
— Как вы выбираете маршруты?
— Маршруты мы выбираем самостоятельно. В мультимодальных поставках мы задаем только пункт погрузки и пункт прибытия. Когда товар следует морским транспортом, мы всегда планируем альтернативные маршруты для подстраховки. В принципе, «Лента»
всегда предусматривает запасной вариант, чтобы не рисковать. В период пандемии для сокращения сроков доставки мы активно задействовали авиаперевозки.
— Какие принципы работы на ваш взгляд помогают ритейлу пережить период пандемии в России?
— Опыт быстрого реагирования на изменения. Продуктовый ритейл всегда находится в состоянии повышенной готовности максимально быстро и четко реагировать на форс-мажоры. Поэтому, можно сказать, что ритейл был готов к пандемии лучше прочих отраслей. «Лента» же смогла в кратчайшие сроки адаптироваться к кризисной ситуации благодаря гибкости и адаптивности процессов. В компании был создан Оперативный штаб по реагированию на ситуацию ещё до широкого распространения коронавируса.
Основной задачей штаба как раз стало минимизирование возможных рисков, связанных с пандемией.
— Что нужно закладывать бизнесу при планировании развития, чтобы переживать кризисы безболезненно?
— Компании, планирующей свою деятельность в режиме спокойного роста экономики, необходимо предусматривать чрезвычайные ситуации и диверсифицировать потоки и направления. Бизнес должен иметь запасные варианты, чтобы лучше себя чувствовать в случае непредвиденных ситуаций. Важно работать с управлением рисками и предусматривать различные сценарии развития, что мы успешно делаем.
— Выбирая поставщиков, на какие параметры вы ориентируетесь? Какие ценности вам важны в сотрудничестве?
— Общая политика компании направлена на то, чтобы выбирать поставщиков в формате ежегодных тендеров. Мы оцениваем поставщиков услуг по эффективности их коммерческого предложения, по масштабности их компаний и имеющихся мощностей.
При выборе морских линий нам важно наличие у поставщиков собственных кораблей, у поставщиков мульти-модальных перевозок –кораблей, контейнеров или железнодорожных платформ. У автомобильных перевозчиков должен быть собственный обширный автопарк. Партнеров по таможенному оформлению мы выбираем, исходя из их опыта, количества таможенных оформлений, совершаемых каждый год. Конечно, мы смотрим и на качество оказываемых услуг.
В силу наших требований мы сотрудничаем с крупными компаниями, поэтому чаще всего бизнес-подходы у нас совпадают по ключевым вопросам. При выборе партнеров мы исключаем человеческий фактор, чтобы участие в тендере было равнозначным для всех компаний. У нас проводится заседание тендерного комитета, где присутствуют независимые представители служб нашей компании, которые выбирают партнеров, основываясь на объективных показателях.
— Какие компании вы не рассматриваете в качестве партнеров?
— Мы стараемся не подключать к нашим процессам те компании, которые не привносят собственной ценности в процесс. «Лента» не работает с компаниями, являющимися дополнительной прослойкой между заказчиком и сервис-провайдером. Для нас важно максимально укорачивать цепочку между нами и поставщиком реальных услуг. Разумеется, мы не работаем с компаниями, которые ведут бизнес непрозрачно или не соответствуют требованиям законодательства.
Также мы можем расстаться с действующими партнерами, если в силу каких-то организационных или других внутренних изменений уровень сервиса, предоставляемого компанией, снижается. Мы попытаемся исправить процесс, но если не будет результата, то будем вынуждены прервать взаимоотношения. Но в целом, пул наших партнеров состоит из компаний, с которыми мы давно работаем, и регулярно пополняется новыми компаниями.
— Как ваши стандарты работы отражаются на поставщиках?
— В начале сотрудничества мы обозначаем критерии, которые нам важны в работе с тем или иным партнером. Критерии зависят от оказываемых услуг, но все они направлены на то, чтобы товары максимально оперативно поступали на наши распределительные центры. Дальше мы контролируем выполнение этих критериев. Если работа партнеров не соответствует требованиям, то мы совместно разбираемся в причинах. В большинстве случаев получается устранить сложности, и процесс налаживается. Важно оперативно реагировать на изменения в процессах, чтобы качество работы оставалось на высоком
уровне.
— Что для вас партнерство?
— Для «Ленты», партнерство — это надежная поддержка как ежедневная, так и в трудные минуты. Это чувство плеча, на которое можно опереться и вместе двигаться вперед. В период пандемии коронавируса мы на себе ощутили чувство сплоченности с нашими партнерами. У нас был ряд встреч, на которых мы обсуждали сложившуюся ситуацию, трудности и находили решения, удовлетворяющие все стороны. По итогам встреч были проведены мероприятия, направленные на то, чтобы в условиях кризиса не пострадала ни одна сторона.
— Произошли ли внутри компании какие-то серьезные перемены за время карантина?
— Ориентир остался прежний — мы предлагаем нашим покупателям товары по оптимальным ценам. Сейчас, конечно, мы сфокусировались на том, чтобы люди, приходя к нам в магазин, чувствовали себя безопасно. Мы одни из первых в ритейле приняли меры безопасности в магазинах: установили щитки перед кассирами, выдали всем сотрудникам средства индивидуальной защиты, установили санитайзеры в торговых залах и т.д.
«Мы чувствуем большую поддержку от наших коллег — все работают на результат, чтобы сделать процессы быстрее и эффективнее»
Конечно, компания заботится не только о покупателях, но и о собственных сотрудниках, поэтому с помощью IT-службы весь офис был очень быстро переведен на удаленный режим работы. А отдел персонала организовал тренинги по психологической поддержке сотрудников, чтобы сделать переход на удаленку максимально мягким и комфортным.
— Как проходит контроль эффективности работы в дистанционном формате?
— Мы устраиваем регулярные созвоны с командами. Есть система отчетности, которая позволяет сразу увидеть проблемные точки и разобраться с ними. Сотрудники моего отдела всегда отличались мобильностью, поэтому для моего отдела переход на удаленный режим был безболезненным. Ноутбуки, интернет и корпоративные сим-карты позволяют быть на связи и не снижать эффективность работы.
— Карантин усилил изменение поведенческой модели покупателей, ориентированной на онлайн-заказы. Какие тенденции вы наблюдали за время карантина?
— Доля удаленных заказов, конечно, увеличилась. В этом вопросе мы сотрудничаем с несколькими сторонними компаниями, например «СберМаркет», iGooods. Недавно запустили собственный сервис доставки «Ленточка». На данный момент сервис работает в Москве и Московской области, недавно подключили Санкт-Петербург. В нескольких городах работает сервис click&collect. Несмотря на карантин доля интернет-покупок остается незначительной. Люди воспринимают поход в гипермаркет как выход во внешний мир, потому что постоянное нахождение дома многим дается тяжело. При этом покупатели стараются посещать меньшее количество магазинов и делать все необходимые покупки в одном месте.
Гипермаркеты, основной формат «Ленты», идеально подходят для удовлетворения этой потребности: покупатель минимизирует количество посещаемых мест, но закрывает несколько своих задач в один момент, при этом находясь в светлом безопасном помещении.
— Останется ли, на ваш взгляд, привычка заказывать продукты удаленно?
— Скорее всего, останется, потому что люди оценили преимущества удаленных заказов: не надо тратить время на дорогу, не надо таскать тяжелые сумки. Но также, я думаю, все равно останется большой пул покупателей, которым важны тактильные ощущения при выборе товаров.
— Как в целом изменится сфера ритейла в России в ближайший год?
— Вероятно, появятся новые участники рынка. Они уже начинают активно о себе заявлять. Появятся новые провайдеры удаленной доставки заказов, потому что эта сфера развивается. Покупатели будут отдавать предпочтение тем магазинам, которые считают наиболее безопасными.