Предприятиям логистической отрасли в 2024 году стало сложнее привлекать линейный персонал. В январе-августе спрос на самых востребованных сотрудников — водителей грузового транспорта — рос гораздо быстрее числа соискателей, количество вакансий превысило число резюме более чем вдвое. Немногим лучше обстоит с поиском складских работников. В целях привлечения персонала предприятия продолжают увеличивать зарплаты на десятки процентов. Обладатели линейных логистических профессий оказались в топ-30 профессий по приросту зарплат. К таким выводам пришла платформа онлайн-рекрутинга hh.ru, проанализировав профессии в логистике за январь-август 2023 и 2024 годов.
За январь-август спрос на водителей грузового транспорта в отрасли вырос на 58% год к году — за этот период работодатели разместили 488 тыс. вакансий, тогда как число соискателей увеличилось всего на 6%.
Если в прошлом году ситуация с наймом водителей оценивалась как сложная (количество резюме на 36% превышало число вакансий), то сейчас проблема еще сильнее обострилась: в январе-августе число вакансий в 2,3 превысило количество резюме.
По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», дефицит водителей категории «CE» по итогам прошлого года увеличился с 21 до 25%. Профессия устаревает: средний возраст сотрудников за последние годы вырос с 48 до 54 лет.
В попытке привлечь и удержать водителей компании в январе-августе предлагали им уровень оплаты в полтора раза выше, чем годом ранее. Медианная зарплата этой категории сотрудников в январе-августе 2024 года составила 124 тыс. руб. и оказалась самой высокой в логистической отрасли — в том числе выше, чем у «белых воротничков»: например, менеджерам по логистике и ВЭД за аналогичный период предлагали в среднем 78 тыс. руб.
«Помимо повышения уровня оплаты важно обеспечить водителю грузовика комфортные условия труда: помощь в дороге, качественный отдых в период вахты, компенсацию затрат на выполнение смежных функций (погрузка, разгрузка и так далее), а также при простоях транспорта. Условия труда непростые, поэтому еще одна важная мера — страхование жизни и здоровья этой категории сотрудников», — подчеркнула Виктория Цой, директор по персоналу ПЭК.
Серьезные трудности наблюдаются с поиском грузчиков. В январе-августе ситуация с их подбором немного улучшилась — число вакансий увеличилось на 23%, а количество резюме — на 42%, — но до сих пор остается тревожной. Работников по-прежнему не хватает: количество вакансий в этом году более чем на треть превысило число резюме. Зарплаты грузчиков выросли на 27% год к году, до 53 тыс. руб.
Кроме того, сохраняются проблемы с подбором упаковщиков и комплектовщиков. Несмотря на то, что за январь-август число вакансий увеличилось на 23%, а количество резюме — на 41%, дефицит все еще наблюдается. Количество вакансий в этом году на 29% превысило число резюме, а зарплаты этой категории сотрудников выросли почти на треть (+31%), до 76 тыс. руб.
Ситуация с кладовщиками заметно хуже, чем с упаковщиками и комплектовщиками: за январь-август количество резюме в этой категории снизилось на 7% при росте числа вакансий на треть год к году. И если год назад количество вакансий на треть превосходило число резюме, то сейчас — в 2,3 раза превышает этот показатель. Зарплаты кладовщиков увеличились на 29% год к году, до 65 тыс. руб.
В результате, по итогам 8 месяцев 2024 года водители грузовиков и складские работники вошли в топ-30 профессий по темпам прироста зарплат среди 174 изученных специальностей по всей России.
В логистических компаниях отметили, что повышение зарплаты — основной способ удержания складских работников, но этого недостаточно.
В СДЭК считают, что линейные сотрудники все чаще подходят к выбору места работы осознанно и избирательно, обращая внимание на условия труда, удобную локацию, надбавки, компенсации и льготы.
Удержать сотрудников помогает переход на сдельную оплату труда, а также внедрение лояльных KPI с системой премирования, подчеркнул Андрей Танаков, директор по складским операциям STS Logistics.
«Кроме того, важно предоставить сотрудникам гибкий график с возможностью самостоятельно выбирать рабочие смены, а также комфортные условия труда: корпоративный транспорт, питание, при необходимости — общежитие. Необходимо мотивировать и развивать работников, при необходимости — предлагая им возможность карьерного роста», — рассказала Виктория Цой. Например, сотрудники ПЭК каждый год проходят курсы повышения квалификации по базовым складским операциям на русском, узбекском и таджикском языках. Ежегодно компания проводит профессиональные конкурсы для работников склада, лучшие сотрудники получают денежные и другие призы.
До конца года средний уровень зарплаты линейного персонала в складской логистике может вырасти на 20% год к году, прогнозирует Ольга Чернова, HR BP производственного департамента Boxberry. По ее словам, дефицит этой категории сотрудников продолжит обостряться, в том числе из-за усиления контроля за въездом сотрудников из Средней Азии на территорию России. С одной стороны, благодаря введению данной меры повышается безопасность и прозрачность отрасли, а с другой — это приводит к снижению количества кандидатов на рынке труда.
Кроме того, рост зарплат стимулируют маркетплейсы и торговые сети, которые активно масштабируются и привлекают все больше новых сотрудников на складские площадки, рассказал Андрей Танаков.
Уже через шесть лет — к 2030 году — дефицит складской линейного персонала может достигнуть 50%, вслед за этим — существенно увеличится уровень оплаты труда, считает руководитель отдел персонала федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Ева Климентенко.
«Еще несколько лет назад сложно было представить, что водители грузового транспорта станут одними из самых востребованных специалистов на рынке и компании будут их переманивать. Вполне возможно, что быть через год-два грузчики, комплектовщики и кладовщики начнут зарабатывать на уровне опытных менеджеров по логистике и ВЭД», — заключила она.