Стихийное волнение обрушилось на портовый город Чжоушань в провинции Чжэцзян на восточном побережье КНР в прошедшие выходные. В эпицентре циклона скорость ветра достигала 137 км/час. Погода повлияла на морское и авиасообщение. В связи с затяжными ливнями и наводнениями сроки доставки грузов из Китая могут вырасти на 3–7 дней, прогнозируют эксперты.
Железнодорожные перевозки в регионе остановлены вплоть до 29 июля. По данным издания Zhejiang Daily, крупные контейнеровозы были эвакуированы из глубоководного порта Яншань в Шанхае, опасаясь, что порывы ветра будут достигать 102 км/ч. Остановка работы морских портов повлияет на поставки контейнерных грузов, нефтепродуктов, сжиженного природного газа и сыпучих грузов, таких как зерно.
В связи с затяжными ливнями и наводнениями сроки доставки грузов из Китая могут вырасти на 3–7 дней, прогнозирует директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев.
С коллегой согласна Ирина Заседатель, эксперт в сфере международной торговли и ВЭД: «Задержки в грузоперевозках обязательно будут, но на данный момент сложно оценить, насколько сильно стихийное бедствие повлияет на инфраструктуру и как долго продлятся восстановительные работы».
Погода повлияла в первую очередь на морское и авиасообщение. Так, Шанхайский порт с 24 июля приостановил работу после предупреждения метеорологических служб о приближении тайфуна. Из акватории гавани Яньшань – в устье Янцзы были эвакуированы сотни судов. Ограничения в работе сохранялись 4 дня, с 28 июля порт возобновил работу в полном объеме. По оценке Алексея Музеева, из-за этих ограничений сроки доставки могут увеличиться на 4-7 дней.
Также в ряде провинций восточной части Китая 25 и 26 июля было временно приостановлено железнодорожное сообщение. Аэропорты Шанхая и городов в провинции Чжэцзян отменили все рейсы 25 июля. С 27 июля авиасообщение восстановлено в полном объеме.
В меньшей степени последствия тайфуна коснулись автоперевозок. Ливни затопили несколько улиц в одном из районов Шанхая, масштабные наводнения наблюдались в городе Нимбо. Но основные автомагистрали не пострадали, вдоль трасс заранее были обустроены дамбы из мешков с песком. В других провинциях транспортное сообщение не прерывалось.
«Логистические цепочки между Россией и Китаем частично нарушены из-за стихийных бедствий, контейнерного кризиса и пандемийных ограничений. При этом ПЭК как мультисервисный провайдер доставляет из Китая всеми видами транспорта и может переориентировать грузы на оптимальный маршрут, чтобы избежать задержек. У компании есть регулярные сервисы по железнодорожной и автомобильной доставке сборных грузов из Китая. Также возможны отправки морским и авиасообщением», – отметил Алексей Музеев.
По словам Станислава Тобина, руководителя службы логистики ГК Аривист, неизбежны смещения расписания отгрузки в связи с приостановкой деятельности терминалов и линий. Это приведет к значительному увеличению времени перевозки, в том числе и по причине последующих пиковых нагрузок на транспортную инфраструктуру, вызванных необходимостью перевалки наряду с плановыми объёмами, грузов, уверен эксперт. «При этом, по опыту имевшего место в прошлом году тайфуна Майсак, данная ситуация рассматривается как обстоятельства непреодолимой силы», — говорит Тобин.
Терминалы в Шанхае были закрыты с 23 июля и возобновили работу 26 июля, то есть все это время не выдавались порожние контейнеры под загрузку и не принимались груженые контейнеры на терминалы, не проводились погрузочно-разгрузочные работы, не было судозаходов.
Сейчас метеорологи предупреждают, что в Приморском крае с 1 по 3 августа также пройдут тропические ливни, которые могут затронуть работу Дальневосточных портов, мощности которых и так, по словам экспертов, перегружены. В совокупности с обрушением железнодорожного моста в Забайкалье и другими факторами может привезти к ухудшению ситуации на рынке грузоперевозок из Юго-Восточной Азии.
Анна Фомичева, руководитель международного консалтингового центра «Бизнес Логистика», эксперт в области ВЭД:
За последние несколько дней во многих местах в провинции Хэнань выпали проливные дожди, которые превысили исторический максимум, что вызвало крупномасштабные перебои в работе железной дороги, авиации и автомобильного транспорта. Чжэнчжоу один из городов, который является важным транспортным узлом между севером и югом, а также востоком и западом, а так как город один из наиболее пострадавших городов, то воздействие перебоев в работе железнодорожного транспорта распространилось на многие части Китая.
В настоящее время пять магистральных железных дорог общего пользования и три высокоскоростных железных дороги, находящиеся под юрисдикцией Железнодорожной администрации Чжэнчжоу, заблокированы или эксплуатируются с ограничением скорости, что привело к приостановке работы почти сотни магистральных и высокоскоростных железных дорог, задерживается большое количество поездов. Несколько поездов простояли более 24 часов.
Восстановительные работы ведутся. В первую очередь восстанавливается движение пассажирских перевозок. Что касается удорожания стоимости доставки, то здесь, спрогнозировать невозможно, так как всегда найдутся компании, которые захотят воспользоваться ситуацией. Работы ведутся быстрыми темпами. Поэтому длительных задержек не возникнет, если стихия вновь не наберет обороты.