В феврале 2020 года международная логистическая компания СДЭК открыла новый сортировочный центр в городе Домодедово. На сегодняшний день запущено уже 24 РЦ по всей стране.

О механике работы рассказал руководитель службы складской логистики СДЭК Вадим Шершнев.

Механика работы центра

Сегодня во всех крупных городах, таких как Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и других, есть свои сортировочные центры. Основные расположены в столицах. Доминирующая роль у Москвы — около 50% отправлений стартуют именно отсюда. К тому же, через распределительный центр в Домодедово при взаимодействии между регионами проходят 70-75% посылок от общего объема в сети.

Московский сортировочный центр представляет собой большой склад площадью в 40 тыс. кв. м, разделенный на две зоны.

В первой находится автоматическая сортировочная линия, разработанная специально для компании СДЭК и не имеющая аналогов в России. Линия состоит из двух уровней, а ее протяженность более двух километров. Механика работы продумана и отлажена до мелочей. Посылки, габариты которых не превышают 100х70х50 см, загружаются на линию, где они автоматически сканируются, взвешиваются, измеряются и распределяются по 300 направлениям доставки, а данные о них сохраняются в базе.

Груз, предназначенный для авиаперевозки, попадает в специальную зону, где проходит проверку через интроскопы, как в аэропорту. Если посылка оценена как потенциально опасная, она поступает в зону для ручной проверки. В случае, если посылка получает подтверждение о том, что это опасный груз, то она перемещается в зону опасных грузов. После чего оформляется запрос о предоставлении необходимых документов сопровождающему менеджеру, а также происходит согласование тарифа на перевозку груза с учетом класса опасности. При этом, если в течение двух суток всех необходимых подтверждений не происходит, транспортная схема автоматически меняется с авиадоставки на доставку наземным транспортом.

Вторая часть центра отводится под ручную сортировку крупногабаритных грузов. Сотрудники склада с помощью радиотерминалов сканируют штрихкоды, взвешивают посылки и распределяют по зонам доставки.

В складском комплексе практически нет стеллажей и стеллажного оборудования, так как задача центра не хранить груз, а сортировать и распределять по направлениям в короткий срок. После отправки груза наземным или воздушным транспортом, он доставляется в местные пункты выдачи, постаматы или передается курьерам.

При обработке посылку сканируют в каждой точке в каждом транзитном городе. Все изменения клиент может увидеть на сайте или в своем личном кабинете по номеру посылки в разделе отслеживания.

Сейчас в компании работает около пяти тысяч курьеров, 2,5 тысяч менеджеров и более трехсот IT-специалистов по всему миру. Пункты выдачи расположены в 40 тысячах населенных пунктов России, а также за рубежом: в Англии, Германии, Таиланде, Польше и других странах.

Постаматы, как формат, запустились в СДЭК не так давно, и потому основное развитие постаматной сети придется на 2021 год. Также активное развитие планируется в международном направлении, в том числе за счет расширения франчайзинговой сети СДЭК.


Работа в период пандемии

Пандемия внесла свои коррективы в планы работы компании. Количество заказов сначала снизилось, но после того, как офлайн закрылся, начался существенный рост продаж. Он оказался в среднем на 30% выше, чем плановый темп роста. Оборот посылок в сортировочном центре вырос, а вот грузопоток в период пандемии претерпел некоторые изменения. Пункты выдачи не опустели, но сменился пропорциональный расклад. До пандемии 80% груза клиенты получали в ПВЗ, а во время вспышки пандемии на время локдауна пропорция резко перевернулась в обратную сторону и 80% груза пришлось на доставку до двери.

К пиковым нагрузкам компания была готова, так как сортировочный центр может легко наращивать объемы до 400 000 отправлений в сутки. Кроме этого, ежегодно компания готовится к крупным распродажам, таким как «Черная пятница» или «Киберпонедельник», а также к предновогодним скидкам. В этом году СДЭК не только увеличили мощность всех подразделений компании, но и полностью перешли на новую современную IT-систему, имеющую несколько уровней защиты от сбоев.

По прогнозам господина Шершнева, эффект от пандемии более, чем на 20% увеличит рост e-commerce от 2019 к 2020 году и в перспективе ближайших трех лет с учетом этого темпа роста будет не ниже 30% рынка в целом. Именно на такие цифры стоит ориентироваться службам доставки для понимания прироста.
Фото предоставлено пресс-службой СДЭК