Контрейлерные перевозки — это комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, контейнеров на железнодорожной платформе. Интерес к этому типу грузоперевозок возродил ПЭК, запустив регулярные контрейлерные перевозки в июне 2021 года.
Разбираемся с экспертами в преимуществах, недостатках и перспективах контрейлерных перевозок в России.
Контрейлерные перевозки можно поделить на два типа — сопровождаемые и несопровождаемые. В первом случае общий маршрут делится на автомобильные и железнодорожные пути. Во втором случае большая часть логистического пути пролегает по железнодорожным маршрутам.
Опыт контрейлерных перевозок
Контрейлерные перевозки распространены в Европе, США, Австралии. В Европе перевозки субсидируются государством, и составляют до 30% всех железнодорожных перевозок.
«С 2003 по 2007 год на территории бывшего СССР была практика применения контрейлерных перевозок с целью ускорения и упрощения процесса прохода межгосударственных границ для коммерческих грузов. По маршруту Ильичевск – Минск – Клайпеда курсировал поезд «Викинг», перевозивший контейнеры разного типа, а также полуприцепы и автопоезда. В 2007 году перевозки прекратили, так как загрузка поезда не превышала 20%. В 2003 году был открыт маршрут между Украиной и Польшей, но через два года перевозки были прекращены. Автоперевозчиков не устраивал тариф на перевозку», — Владимир Криворучко, генеральный директор «Очаковской Логистической Компании».
Впервые в России об идее контрейлерных перевозок начали говорить в середине прошлого века, но дальше нескольких тестовых рейсов идея не продвинулась. Вернулись к идее развития данного типа перевозок в 2010 году. ОАО «РЖД» и Железные дороги Финляндии подписали Меморандум о намерениях сотрудничать. В рамках Меморандума в 2011 году были осуществлены три поездки по маршруту Хельсинки – Санкт Петербург – Москва.
В 2016 году Минтранс утвердил технические требования к контрейлерным перевозкам, а в 2020 — Правила перевозок железнодорожным транспортом автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съёмных автомобильных кузовов в порожнем или груженом состоянии в грузовых вагонах.
Одной из первых, кто опробовал контрейлерные перевозки на внутреннем рынке, была розничная сеть «Магнит» в партнерстве с Федеральной грузовой компанией (ФГК). В 2018 г. они доставили груженую фуру на ж/д платформе из Новосибирска в Москву за 3,5 дня. Эксперимент был признан успешным, так как себестоимость перевозки снизилась на 5% и уменьшился срок доставки (традиционная перевозка автотранспортом занимала до 5 дней).
В октябре 2019 года ПЭК совестно с ФГК и АО «НПК «Уралвагонзавод»» тестировали данную технологию по маршруту Москва – Орехово-Зуево – Новосибирск. Маршрут занял 6 дней. Во время эксперимента прицеп на ж/д платформе перемещался с тягачом.
В июне этого года ПЭК отправила сборный груз из Москвы во Владивосток. Путь контрейлера проходил по Транссибирской магистрали до станции Уссурийск, а дальше по трассе А-370 «Уссури» до склада во Владивостоке. Маршрут занял 13 дней с учетом погрузки и разгрузки. Компания заявила о рентабельности данного направления (на 10-20% ниже автомобильной перевозки) и о планах еженедельно отправлять до 5 полуприцепов.
Преимущества контрейлерных перевозок
Сейчас практически в любой стране существуют проблемы, связанные с автомобильными дорогами — это пробки, плохое качество автодорожного покрытия или полное отсутствие автодорог в некоторых регионах страны. Все эти проблемы требуют для своего решения огромных финансовых вложений. Контрейлеры же способны частично их решить.
Предпосылками для организации перевозок являются:
- Необходимость обхода загруженных автотрасс, природоохранных зон и серпантинов;
- Необходимость сокращения времени на прохождение государственных границ;
- Наличие в регионе транспортных коридоров и транспортно-логических центров (ТЛЦ);
- Наличие одинаковой ширины железнодорожной колеи.
Еще одна предпосылка для организации контрейлерных перевозок — ограничение движения автотранспорта. Сейчас человечество стало задумываться о том, какой урон наносит экологии своей жизнедеятельностью. Автомобильные перевозки считаются самыми не экологичными. Выбросы парниковых газов в атмосферу на один тонно-километр у большегрузного автотранспорта почти в 4 раза выше, чем у железнодорожного. Во многих странах мира уже приняты законы, ограничивающие или запрещающие движение автомобилей в некоторых районах. С каждым годом количество стран, задумывающихся о вводе подобных ограничений, становиться все больше.
Еще одним преимуществом контрейлеров является то, что данный вид перевозок подходит для любых типов грузов, перевозимых фурами.
«Прицеп может передвигаться разными видами транспорта: на пароме, используя тягач, может с парома перегрузиться на контрейлерную платформу и двигаться по ней далее без тягача, а в конце пути, когда снимают уже доставленный прицеп, его цепляет тягач и осуществляет последнюю милю — непосредственно доставку прицепом до грузополучателя. Соответственно, данная услуга может быть востребована не только для непищевых товаров. Уже сейчас в ряде европейских стран распространены сцепы, где имеется генератор, к которому подключаются, в том числе и рефрижераторы-прицепы. Если данную услугу активно развивать на территории нашей страны, то гипотетически можно перевозить и пищевые, и непищевые группы товаров«, — Роман Чернышов, руководитель службы транспортной логистики СДЭК.
При внедрении контрейлерных технологий встают вопросы, связанные с подготовкой станционной инфраструктуры — на существующих станциях очень сложно, а зачастую и невозможно оборудовать контрейлерные терминалы. Строительство инфраструктуры требует крупных финансовых вложений. Организовывать контрейлерные перевозки следует между странами с одинаковой шириной колеи, так как это позволяет избежать временных затрат на смену тележки вагона.
Основные плюсы контрейлерных перевозок:
1. Возможность доставлять грузы по принципам «от двери до двери», «точно в срок», что снижает уровень логистических издержек в конечной цене продукции;
2. Интеграция в мировую транспортную систему;
3. Использование транзитного потенциала РФ;
4. Возможность нормирования рабочего дня водителей;
5. Улучшение экологической ситуации за счет сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу, что особенно актуально в 21-м веке.
Недостатки контрейлерных перевозок
Сдерживающим фактором широкого распространения контрейлерных перевозок в России является слабо развитая инфраструктура. Не все станции имеют специальные контейнерные ричстакеры, используемые для погрузки полуприцепов на железнодорожные платформы, а операторы ричстакеров не имеют опыта в погрузке контрейлеров, из-за чего погрузка происходит дольше, чем с привычным контейнером.
«Существует нехватка погрузочных корзин, предназначенных для перевозки автомобильного полуприцепа. Погрузочные корзины — необходимый атрибут перевозок полуприцепов, так как только 0,5% российского парка ТС имеют усиленную конструкцию кузова и специальные разъемы для нижнего захвата крюками погрузочной техники«, — Магомед Гасанов, руководитель службы транспортной логистики ПЭК.
Еще одни недостаток технологии возникает, когда контрейлер по ж/д едет с тягачом. Машина должна быть заправлена качественным топливом и жидкостями, которые выдерживают серьезные минусовые нагрузки. Поезд обычно идет со скоростью 90 км/ч, и при резком похолодании топливо может замерзнуть, что впоследствии приведет к поломке машины, рассказывает Станислав Пучков, руководитель направления контейнерных перевозок ООО «Байкал-Сервис ТК». С коллегой согласен и Кирилл Александров, коммерческий директор ГК «Аривист», утверждающий, что при контрейлерной перевозке груз может раскачиваться и испытывать дополнительные нагрузки, которые могут поверить свойства груза.
Эксперты отмечают, что в российских реалиях возникает проблема из-за большой протяженности маршрутов. Если в Европе контрейлерное плечо по ж/д можно преодолеть за сутки, то в России на него может уйти больше недели. Таким образом, возникают простой тягача и траты на оплату командировочных водителю. Поэтому в России более перспективными считаются контрейлерные перевозки груженого полуприцепа без тягача.
«Поиск грузов для возврата контрейлеров также может стать преградой в развитии технологии. Если груз был доставлен контрейлером во Владивосток, то нужно найти груз, который поедет в нем обратно. С контейнером работать проще, так как его можно просто сдать«, — Станислав Пучков, руководитель направления контейнерных перевозок ООО «Байкал-Сервис ТК».
По словам Романа Чернышова, участников рынка беспокоит сохранность грузов в пути следования при использовании контрейлеров. Однако он уточняет, что безопасность и сохранность контрейлерных прицепов достигается тем, что контрейлеры чаще всего отправляются в составах скоростных поездов в направлении Дальнего Востока или Сибири, которые в основном идут безостановочно.
«Причина, препятствующая развитию контрейлерных перевозок, состоит в том, что у отправителей нет возможности менять маршрут и добавлять в маршрут дополнительные грузы. Заинтересованное лицо должно подавать заявку на формирование плана перевозки за месяц, что увеличивает количество задержек при транзите. Многие компании рассчитывают на более быструю доставку грузов в 21 веке«, — Кирилл Александров, Коммерческий директор ГК «Аривист».
Текущее состояние рынка
Сейчас в России рынок контрейлерных грузоперевозок развит слабо. По словам Романа Чернышова, рынок составляет порядка 40 платформ, которые находятся у одного логистического оператора, а также еще 10 контрейлерных платформ в тестовом режиме у другого. Больше такой услуги на данный момент никто на рынке перевозок не предоставляет.
Стоимость контрейлерных грузоперевозок довольно высока. Как отмечают эксперты, это в первую очередь связано с тем, что ОАО «РЖД» не сформировало коммерчески привлекательную тарифную сетку данного вида транспорта. Сейчас наиболее рентабельный тариф для отправки — Дальний Восток. По результатам тестовых перевозок по другим направлениям автомобильные перевозки оказались экономически выгоднее.
«Перспектива использования контрейлерных перевозок крупным ритейлом выглядит сомнительно. Поставщики самостоятельно осуществляют доставку товаров в распределительные центры торговых сетей, так как условия договоров чаще всего предусматривают передачу товаров в месте нахождения продавца. Объем грузооборота для ритейла зависит не от способа доставки, а от объемов продаж. Местные поставщики используют автоперевозки даже на расстояниях в 3–4 тыс. километров, компенсируя высокую стоимость доставки за счет продаж в ближайших регионах, где автоперевозки дешевле, а продажи кратно выше«, — Владимир Криворучко, Генеральный директор «Очаковской Логистической Компании».
По скорости контрейлерные перевозки пока сопоставимы с железнодорожной и автомобильной. Как рассказывает Магомед Гасанов, ж/д доставка между крупными городами может быть на несколько дней быстрее, в том числе за счет отсутствия заторов на дороге. По итогам тестирования на маршруте Москва – Новосибирск ПЭК отмечает сокращение времени доставки на 1 день. Автомобильным транспортом груз перевозится 7 дней, по железной дороге доставка займет 6 дней, сократив время на погрузку/выгрузку, можно уложиться и в 5 дней, сообщил руководитель службы транспортной логистики ПЭК.
Перспективы
На данный момент потенциал контрейлерных перевозок в России напрямую зависит от заинтересованности в развитии данного направления со стороны государства и ОАО «РЖД». Специалисты отмечают, что на эффективность развития данного вида транспорта может повлиять доработка процедуры контрейлерных перевозок.
Рынок начнет массовое использование этой технологии только когда будет создана инфраструктура, выстроены логистические маршруты, сформированы тарифная сетка и сроки доставки.