Петербургский международный экономический форум в 27-й раз собрал на своей площадке лидеров крупнейших российских и иностранных компаний, представителей государственных структур, политического и научного сообщества для того, чтобы установить деловые контакты, найти новых партнеров, обсудить перспективные проекты, обменяться мнениями по актуальным тенденциям в политике и экономике на глобальных и региональных рынках.

Советник Президента Российской Федерации, ответственный секретарь Оргкомитета ПМЭФ Антон Кобяков отметил: «В этом году участие в мероприятиях Форума приняли 21 800 человек из 139 стран и территорий. Такое весомое присутствие многочисленных иностранных делегаций и представителей бизнеса еще раз подтвердило, что ни о какой международной изоляции России речь не идет. На Форуме собрались представители стран, желающих развивать свою экономику в парадигме справедливого и многополярного мира».

Несмотря на санкции, в 2024 году Форум посетило рекордное число участников, что превзошло аналогичные показатели последних лет. Гости и участники мероприятия собрались, чтобы обсудить международную торговлю и сотрудничество, рынки сбыта, технологическое лидерство и инвестиции.

В Санкт-Петербург приехали руководители четырех государств: Президент Боливии Луис Альберто Арсе Катакора; Президент Зимбабве Эммерсон Дамбудзо Мнангагва; Президент Республики Абхазия Аслан Бжания; Президент Республики Сербской (Босния и Герцеговина) Милорад Додик. 

Гостями Форума стали члены королевских семей Королевства Бахрейн и Королевства Саудовская Аравия (Абдулла Халифа Салман Альхалифа и Абдулазиз бин Салман бин Абдулазиз Аль Сауд).

В мероприятиях участвовали  более  120 высокопоставленных иностранных официальных лиц – руководители международных организаций и объединений, иностранные министры, главы дипломатических представительств, главы иностранных городов и регионов. Наиболее многочисленными делегации прибыли из Китая – 192 участников, ОАЭ – 105, Зимбабве – 86, Казахстана — 84, Индии -80, Омана — 75.

С российской стороны в работе Форума приняли участие: 40 высокопоставленных официальных лиц, 30 руководителей федеральных служб и агентств и 81 глава субъектов Российской Федерации.

В работе Форума приняли участие более 8300 представителей российского и иностранного бизнеса. Иностранный бизнес был представлен на Форуме более чем 480 компаниями из 94 стран и территорий, российский бизнес – свыше 3300 компаниями. 

Впервые приняли участие в Форуме представители ключевых компаний и организаций алмазной (горнодобывающей) отрасли из стран Африки и Южной Азии.

По итогам работы Форума были подписаны 1 073 соглашения на общую сумму 6 трлн 492 млрд рублей (учтены соглашения, сумма которых не является коммерческой тайной), из них 55 с представителями иностранных компаний.

Наиболее крупные из них:

  • Москва подписала договор о реорганизации участка бывшей промзоны «Южный порт» с правообладателем площадки – компанией Аеон Девелопмент. Инвестиции в реорганизацию участка составят почти 360 млрд рублей. Город заключил с инвестором договор о комплексном развитии участка площадью 39,7 гектара. В течение 17 лет на части бывшей промзоны «Южный порт» появится современный городской квартал, где возведут около 1,5 млн кв м различной недвижимости. По итогам реализации проекта в районе Печатники будет создано почти 9,3 тысячи рабочих мест;
  • Правительство Москвы и ПАО «Камаз» подписали соглашение о создании первого в России роботизированного завода по производству среднетоннажных и тяжелых грузовых автомобилей в Москве. Общий объем инвестиций составит 50,2 млрд рублей. Для строительства завода в 2024-2026 годах столичное правительство в рамках масштабного инвестиционного проекта передаст инвестору земельный участок площадью 60 га. Площадь производственного объекта составит более 200 тыс. кв. м. В рамках реализации проекта будет создано 1,4 тыс. рабочих мест;
  • АО «Атомэнергопром» (предприятие госкорпорации «Росатом») и ВТБ подписали кредитное соглашение на 50 млрд рублей. Финансирование будет направлено на развитие Северного морского пути и проектов по строительству атомных электростанций;
  • Омская область и УК «Аэропорты Регионов» подписали Концессионное соглашение в отношении создания и эксплуатации объектов инфраструктуры международного аэропорта Омск-Федоровка для обслуживания международных и внутренних авиалиний. Соглашение заключено на срок 49 лет. Общая стоимость проекта строительства аэропорта составляет более 43 млрд рублей.

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА

Многочисленные обсуждения деловой программы прошли в рамках четырех тематических блоков:  «Российская экономика: цели и задачи нового цикла»; «Переход к многополярной модели мировой экономики»; «Технологии, обеспечивающие лидерство»; «Здоровое общество, традиционные ценности и социальное развитие — приоритеты государства».

Основным трендом программы этого года стала тема национального суверенитета в политическом, экономическом и культурном отношениях. Большинство проведенных дискуссий касалось экономических приоритетов; путей торгового, технологического, научного и промышленного сотрудничества; финансовой культуры как драйвера экономического развития; цифровой электронной торговли; банковских услуг; обеспечения глобальной продовольственной безопасности в свете экономических ограничений, наложенных странами коллективного Запада, и других областей, связанных с экономикой.

В первом треке обсуждались вопросы технологического суверенитета, новых векторов международного партнерства, цифровой торговли и преференции платежей в национальных валютах.

В ходе второго трека обсудили подходы к достижению национальных целей развития, поднимались ключевые вопросы развития туризма, будущее малых городов и инфраструктуры.

В третьем треке прошли дискуссии по проблемам цифровой трансформации, биометрии, промышленному майнингу, искусственному интеллекту и кибербезопасности.

В четвертом треке обсуждения коснулись вопросов здоровьесберегающих технологий, инвестиций в демографию, кадрового потенциала и профессии будущего. Здоровье нации выбрано в качестве одного из приоритетных направлений внутренней политики.

«Инициатива “Один пояс, один путь” — это тот проект, который связал страны и народы воедино и создал новые движки роста в части объединения определенных народностей, появления новых экономических зон и индустриализации тех регионов, которые изначально отставали. Нам необходимо продолжать расширять экономическую часть. Коридор “Север — Юг” исключительно важен, потому что он позволит связать Европу, Россию, Иран и Индию воедино. Помимо этого, дороги могут протягиваться до Западной Африки и Средней Азии. <…> Помимо транспортных коридоров, помимо непосредственно объединения Севера и Юга, необходимо добавить к этому коридор СПГ, которая позволит довезти газ из России до Туркменистана и из Туркменистана в Иран. <…> Это добавит дополнительные измерения нашему коридору “Север — Юг”, которые позволят консолидировать многополярность», — специалист по международным отношениям, редактор издания The Hindu Атул Анеха.

«Мы не отбрасываем Запад, мы избавляемся от гегемонии либеральных элит. <…> Этим представлениям об абсолютах цивилизации соответствуют сегодня геополитические большие пространства. Это пространство России и Евразии, это пространство китайского мира, включающее в себя его распространение в проектах “Один путь, один пояс”. Это Акханд Бхарат — Великая Индия, — которая тоже больше, чем одно государство. Это исламский мир, состоящий из множества стран Евразии. Это Африка, которая представляет собой континент, вступивший в эпоху новой настоящей деколонизации», — председатель организационного комитета Форума многополярности, директор Высшей политической школы имени Ивана Ильина Александр Дугин.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Важное место в программе было уделено активному международному сотрудничеству, направленному на развитие равноправного взаимодействия с развивающимися странами.

Российские и зарубежные гости Форума приняли активное участие в таких мероприятиях, как Российско-Африканская конференция «Вода дороже золота», сессия ЕАЭС — АСЕАН, бизнес-диалоги с представителями Азербайджана, Бразилии, Венесуэлы, Индии, Казахстана, Китая, Киргизии, Омана, ЮАР, стран Африки и Латинской Америки.

Особое внимание на форуме было уделено новым возможностям торгово-экономического сотрудничества стран БРИКС в связи с планируемым расширением состава объединения. Как отметили эксперты, сегодня на долю участников БРИКС уже приходится более трети объема мировой экономики. На форуме обсуждались пути выстраивания независимой системы международных финансовых операций, перспективные транспортные коридоры, сотрудничество в области цифровой экономики и многое другое.

Отдельные дискуссии были посвящены перспективам развития делового партнерства в рамках Шанхайской организации сотрудничества, в т.ч. в области транспорта, энергетики и «зеленой экономики».

Специально к Форуму Фонд Росконгресс совместно с партнерами по аналитической деятельности подготовил эксклюзивные материалы, посвященные значимым вопросам повестки мероприятия: «Россия и Оман: – перспективы партнерства», «Коридор «Север -– Юг»: новые возможности для внешней торговли России», «Экономика предложений: условия и факторы».

Сотрудничество между Китаем и Россией растет и развивается высокими темпами

Российская Федерация и Китайская Народная Республика активно развивают двустороннее сотрудничество в различных направлениях. Но для более эффективного взаимодействия важно создавать и применять механизмы поддержки кооперационных связей и взаимных инвестиций в новые производства. К такому мнению пришли российские и китайские представители бизнеса и власти на сессии «Россия — Китай» в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

«Китай является главным экономическим партнером России, наше сотрудничество растет очень большими темпами», — заявил чрезвычайный и полномочный посол Китайской Народной Республики в Российской Федерации Чжан Ханьхуэй.

«В прошлом году отмечен беспрецедентный рост нашей торговли ¾ на 23,5%, в этом [году] … за четыре месяца у нас рост к рекордному прошлому — еще на 7%. <…> Мы сумели провозные мощности резко увеличить. В этом году, я уверен, мы превысим в грузообороте 300 млн тонн», — первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов.

Не всегда возможно быстрое взаимодействие между российскими и китайскими партнерами из-за языковых барьеров и вопросов по финансовым расчетам

«Какие есть вопросы. Во-первых, конечно, расчеты, вопрос некоторой возможности быстрого взаимодействия. Я сам чувствую некоторые недостатки. Наше взаимодействие не совсем быстрое и беспрепятственное. Например, я сам говорю на китайском, английском, но на русском языке не говорю, поэтому мне нужно искать переводчика. Те каналы [взаимодействия. — Ред.], которые у нас есть, их недостаточно… взаимные визиты могут быть и гораздо более активные», — губернатор провинции Ляонин Китайской Народной Республики Ли Лэчэн.

«Мы должны создать систему сотрудничества, чтобы была хорошая база для дальнейшего развития. Мы должны иметь определенные возможности для финансового сотрудничества», — чрезвычайный и полномочный посол Китайской Народной Республики в Российской Федерации Чжан Ханьхуэй.

Поиск новых точек соприкосновения для взаимных инвестиций в новые производства

«Далеко не все, что мы готовы экспортировать, знают наши китайские коллеги. Поэтому основная задача первого фестиваля, который мы провели в провинции Ляонин [первый фестиваль-ярмарка российских товаров «Сделано в России» прошел в городе Шэньян с 27 января по 5 февраля. — Ред.]… была познакомить со всем ассортиментом. Пока мы это делали в отношении продукции агропромышленного комплекса, но уже со следующего фестиваля, который мы организовываем в провинции Чэнду, в Сычуани, мы хотим расширить показ и на продукцию лесопромышленного комплекса. <…> Будем презентовать и мебель, и те товары, которые можно встраивать в производственные цепочки. Поэтому следующее направление таких фестивалей — искать не только конечных покупателей, но и встраиваться в кооперационные связи», — генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина.

«Хочу отметить очень конструктивное взаимодействие с китайскими железными дорогами. И в качестве примера — мы рассчитываем, что до конца этого года начнем тестовые перевозки по безбумажным технологиям между нашими странами. Это тоже даст очень хороший толчок дальнейшему сотрудничеству», -заместитель генерального директора — начальник центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «Российские железные дороги» Алексей Шило.