Вслед за криптовалютой блокчейн проник в различные отрасли, в том числе в сферу грузоперевозок. Более того на логистику делают большие ставки, прогнозируя мощный экономический эффект. В ближайшее десятилетие технология блокчейн способна привести к росту мирового ВВП на 1,76 трлн долларов США. К такому выводу пришли экономисты PricewaterhouseCoopers. Специалисты проанализировали текущее использование блокчейна и оценили его потенциал для каждой отрасли, в том числе в логистике. 

Технология блокчейн представляет собой защищенную от взлома, четко структурированную и децентрализованную систему, предполагает полный контроль и безопасность хранения данных за счет их распределения. Именно эти преимущества способны закрыть слабые стороны логистики — многоэтапность и непрозрачность цепочек поставок. У каждого участника, подключенного к платформе, есть возможность отследить груз и проверить информацию о нем. Все вносимые изменения видны остальным участникам. 


“Объем рынка блокчейн-технологий в России по итогам 2020 года составит 4,1 млрд руб. Объем применения блокчейна в логистике, если судить по глобальной статистике, составляет около 10% от всего рынка блокчейн-технологий.» 

Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ»

К 2024 году общая экономическая ценность от внедрения блокчейн-технологии в российской логистической отрасли должна составить 135,6 млрд рублей, следует из нацпроекта «Цифровая экономика». Эту сумму потенциальной выгоды получили из нескольких составляющих: сокращения до 50% административных расходов и снижения до 70% количества ошибок при перемещении грузов. 

Наибольший экономический эффект от применения блокчейна рассчитывают получить в морских грузоперевозках. Экономия может достигать до 10% от административных расходов, в том числе за счет автоматизации и ускорения документооборота, подсчитали в IBM. 


Технология блокчейн

Преимущества и недостатки

+ Безопасность хранения данных

+ Сокращение издержек

+ Ускорение процесса обмена данными

— Сложная и незнакомая технология

— Технологии не стандартизированы

— Не все платформы соответствуют ГОСТам в части алгоритмов шифрования

TradeLens

TradeLens — пожалуй, самая известная и крупная транспортно-логистическая блокчейн-платформа на сегодняшний день. Совместный проект IBM и Maersk был запущен в 2018 году. Платформа подходит для обмена информацией о транзакциях в режиме реального времени, а также коммерческих документов. Бумаги в электронном виде попадают в единый реестр. Благодаря интеграции с интернетом вещей у пользователей есть возможность отслеживать различные физические показатели, в том числе вес груза и температуру в контейнере. 

О ее востребованности говорит статистика, которая постоянно обновляется на сайте компании. В цифровом общении задействованы грузоотправители, судоходные компании, таможенные органы, операторы портов и терминалов. Сейчас в нее входят 175 организаций: 10 океанских линий, транзакции которых проходят через более 600 портов. К концу 2020 года официальный сайт TradeLens отображал статистику о 33 млн контейнерных перевозок, 1,7 млрд событий и 15 млн опубликованных документах. 

Внедрение платформы происходит и в России, в части интеграции TradeLens и системы ФТС России «Портал Морской порт». В марте нынешнего года был запущен пилотный проект по использованию TradeLens на базе Большого порта Санкт-Петербург, а в октябре платформой начал пользоваться в Владивостокский морской торговый порт. 

Сообщается, что информационные системы ФТС получают предварительные данные о движении товаров в автоматизированном режиме в составе грузовых манифестов. Итоги проекта планировалось подвести в июне 2020 года, но актуальной информации об этом не появлялось. 

Ведомства вначале настороженно отнеслись к технологии. Как сообщает сайт ФТС, первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов отметил, что при таможенном контроле может быть раскрыта информация, содержащая коммерческую тайну. Ее по закону нельзя передавать третьим лицам. 


Страхование грузов

В 2017 году «Деловые Линии», «Группа Ренессанс страхование» и системный интегратор компания BIA-Technologies запустили блокчейн-проект в сфере страхования грузов. Перейти на применение технологии распределенного реестра участников заставила работа с большим объемом документов и нередкие задержки в отправке данных. В основе системы лежит платформа Hyperledger, позволяющая открывать приватный блокчейн. 

Как сообщали компании, информационная экосистема имеет доступ сразу ко всем параметрам перевозки: начиная от вводных данных об отправителях и получателях и закачивая сопровождающими документами и всеми корректировками, появившимися в ходе транспортировки. 

Платформа позволила не только пресекать несанкционированные включения изменений любой из сторон, но и заменить всю работу с бумажными документами. А потеря такого договора могла обернуться потерей 150-200 млн рублей. Технология смарт-контракта ускорила процесс страхования грузов — до 3 грузов за секунду. 


Vostok Trade

Этот проект часто называют «государственным блокчейном». Компания Vostok основана в 2018 году разработчиком платформы Waves Александром Ивановым. Выпускник факультета теоретической физики МГУ и аспирантуры Лейпцигского университета адаптировал закрытую и открытую технологию блокчейна, в том числе для логистической отрасли. С этой платформой начали работать госкорпорации: Сбербанк, ВЭБ.РФ, Трансмашхолдинг, Ростех. В 2019 году долю Александра Иванова в Vostok выкупила GHP Group Марка Гарбера, став единственным владельцем. Структура намерена внедрять технологию в добывающие, производственные и логистические активы GHP Group. 

В 2019 году Vostok запустил международную логистическую платформу Vostok Trade. Рынок, рассудили разработчики, еще не поделен, а государство постарается найти пути снижения зависимости от иностранных решений

Основные компоненты Vostok Trade примерно такие же, как у TradeLens: отслеживание транспортировки грузов, цифровизация документооборота, автоматизация бизнес-процессов и пр. Вероятно, одно из главных преимуществ платформы — наличие криптографических алгоритмов, соответствующих требованиям ГОСТ. Это дает компании преимущество на российском рынке, так как иные алгоритмы шифрования создают вопросы у российских госструктур. 


ГВЦ ОАО «РЖД» и Trevo

Применение блокчейна в структуре РЖД началось в 2019 году с тестирования в сервисе контроля жизненного цикла грузовых вагонов, в частности учета колесных пар. Отследить их передвижение сложно, учитывая масштаб — в собственности РЖД и дочерних предприятий находятся свыше 186 тыс. локомотивов и вагонов. 

В железнодорожных перевозках задействованы сотни участников, между которыми возникают разночтения. Поэтому в РЖД с прошлого года решили опробовать технологию блокчейна и смарт-контракта, которые позволили сократить объем актово-претензионной работы, а также автоматизировать расчет сборов за дополнительные услуги или штрафы. Для этих целей в РЖД используется платформа Hyperledger Fabric. 

Разработкой решения занимается Центр распределенных реестров (ЦРР) СПбГУ. Разработанный продукт Trevo позволяет соединить распределенные реестры и сведения из ГВЦ РЖД в единую базу данных, доступную всем участникам. Из нее можно определить сведения вплоть до местонахождения вагона. 

Пока, отмечают в ЦРР, игроки вынуждены работать в условиях сложной коммуникации, а также взаимодействовать с недружелюбным интерфейсом АС «Этран». Чаще всего претензии компаний возникают в результате разночтений в части времени подачи и возврата вагонов. 

«Согласно российскому законодательству, грузополучатель должен вернуть грузоотправителю пустые выгоны через двое суток после их получения. Часто это условие нарушается, поэтому за каждый день просрочки грузополучатель должен выплатить 1500 рублей за вагон. Общие суммы исков редко превышают 50-100 тысяч рублей, чем нагружают судебную систему мелкими разбирательствами», — отмечают в ЦРР СпбГУ. 


Выгоды от новой технологии есть, но все это справедливо, если блокчейн применяется комплексно от конвейера до конечного потребителя. Если в цепочке присутствуют исполнители, работающие по старым правилам или на базе самодельных платформ, то выгоды от внедрения блокчейна уже не так очевидны: возникают промежуточные узлы, где происходит смена принципов учета, и это замедляет работу всей логистической цепи. Соответственно, чтобы блокчейн проявил весь свой потенциал, нужен единый для всех стран стандарт перехода на технологию. 

Кроме того, у небольших компаний нет денег на инвестиции в глубокие инновации. Для них часто стоит вопрос, на что закупить топливо, а не какую блокчейн-платформу выбрать. Россия объективно небогатая страна, и ждать, что логистические фирмы станут массово проходить цифровизацию на благо всего рынка в целом — довольно опрометчиво. У многих бизнес построен на том, что контрагенты и конкуренты не знают, откуда взялся товар и почему он такой дешевый. А блокчейн предполагает, что любой желающий будет знать, кто заказчик, кто подрядчик, откуда сырье и т.д. Для российского предпринимателя это верный путь к разорению. В нашей стране массово внедрить блокчейн в реальном секторе экономики можно только принудительно усилиями государства. 

Валерий Емельянов
Аналитик «Фридом Финанс»

Текст Алексей Стрельников
Фото Pixabay.com