Мировая логистическая карта изменила свой внешний вид и принципы работы до неузнаваемости. Экспортно-импортный разворот играет значительную роль для российской экономики в вопросах компенсации потерь и наращивания новых сил.
Для ориентации в пространстве расставляем новые акценты и разбираемся, как устроены рынки таможенных представителей в странах-участницах Международного союза бизнес-ассоциаций. Фируза Махмудова, руководитель Ассоциации таможенных представителей Таджикистана, рассказала в рамках раздела Вестник МСБА о рынке таможенных представителей в Республики Таджикистан.
— Фируза Суннатулаевна, добрый день! Что представляет из себя рынок таможенных представителей в Таджикистане? Какое количество таможенных брокеров насчитывается сейчас в стране? Легко ли выйти на рынок?
— В Таджикистане на сегодняшний день зарегистрировано 34 таможенных представителя. Практически все компании размещены в Душанбе, Худжане, Турсунзаде и т.д. Филиалы работают по всей стране. Компании, получившие разрешение на работу, должны в обязательном порядке быть включены в реестр таможенных брокеров согласно требованиям таможенного кодекса. Для выхода на рынок необходимо иметь страховой полис и банковскую гарантию. Размер банковской гарантии постоянно растет, так как привязан к минимальному размеру заработной платы.
Рынок таможенных представителей поделен на две части. Первая часть компаний являются полноценными таможенными брокерами, оказывают услуги «от двери до двери». Такие компании принимают груз, оформляют все таможенные процедуры, проводят через себя таможенные платежи, выступают гарантом. Другая часть брокеров занимается только оформлением грузовых таможенных деклараций.
— Насколько крупными компаниями являются таможенные брокеры? Достаточно ли 34 компаний на всю страну?
— Вполне достаточно. Население Таджикистана всего 10 млн. Большую часть страны занимают горы, а также у нас мало оформлений в режиме транзита. Поэтому такие цифры легко объяснимы.
В компаниях по 40-50 специалистов, которые разбросаны по таможенным постам. У нас грузовые таможенные декларации подаются в электронном виде, но до сих пор, к сожалению, мы подаем пакет документов на бумажных носителях. В Таджикистане нет электронной подписи и нет электронной подачи документов, которые прилагаются к основному документу. Недавно была запущена система единого окна, через которое таможенные брокеры вносят данные на товар и получают разрешительные документы за субъект.
— В Ассоциации представлены все компании?
— Нет, всего 10 компаний. Это именно те компании, которые осуществляют полный формат работы с клиентами, которые сталкиваются со всеми этапами перемещения грузов от иностранного продавца до конечного грузополучателя. Именно представителям этих брокеров интересны вопросы, которые нужно решать на уровне правительства.
— В целом, возможно ли импортерам заниматься внешнеэкономической деятельностью без помощи таможенного брокера в Таджикистане? Или самостоятельная работа затруднена для представителей бизнеса?
— Законодательством Таджикистана предусмотрено, что получателем груза может быть только субъект Таджикистана, то есть импортеры, которые ввозят груз, должны иметь своего представителя, зарегистрированного в Республике. Это может быть любая фирма, с которой они заключают договор. Большинство крупных компаний работают самостоятельно, открывая отделы по таможенному оформлению. Они сами готовят специалистов, получают ключ для входа в систему таможенной службы. Такие компании могут осуществлять деятельность только в рамках своей организации.
К услугам таможенных брокеров прибегают иностранные субъекты. Работа через посредников удобна по части выхода на рынок, так как брокер находится под рукой, консультирует по всем вопросам. Иностранные компании сталкиваются с множеством моментов по национальному законодательству, а также по особенностям ведения ВЭД, например, касательно тарифов и финансовых расчетов. Кстати, тарифы в Таджикистане зачастую ниже, чем в России, Казахстане, Узбекистане, что привлекательно для иностранных компаний, планирующих выход на новые рынки.
— На ваш взгляд, насколько конкурентен рынок?
— Рынок миролюбивый и достаточно сбалансированный. Есть более крупные игроки, осуществляющие перевозки по всей стране. Менее крупные компании занимаются таможенным оформлением на терминалах.
Отношения между брокерами строятся на человеческих ценностях и общении. Например, бывают случаи, когда клиент работал с одним брокером, но по решил перейти к другому. Тогда мы общаемся совместно, разбираем послужившие причины, обсуждаем сложности, помогаем друг к другу. Так что вопрос конкуренции не стоит, мы скорее создаем поддерживающее поле для совместной работы.
— Насколько рентабельно быть таможенным представителем в Таджикистане? В России без подключения логистики и смежных услуг достаточно сложно выживать на услугах таможенного оформления.
— Как и в России, у нас не просто работать без оказания полного спектра услуг. Для того чтобы зарабатывать нужно подключать логистику. Однако, я знаю, что те компании, которые работают только на таможенном оформлении, достаточно загружены — у них большой поток клиентов. Благодаря упрощенному налоговому режиму они платят меньше налогов, чем брокерские компании, тем самым поддерживая окупаемость.
— Кому подчиняется таможня в Таджикистане, и какая основная задача перед таможенными органами?
— Таможенный орган подчиняется Правительству республики. Основная задача таможенной службы — фискальная. У таможенной службы есть план от Правительства, который она должна выполнять. Вторая важная задача, которая стоит перед органами,является защита общества и экономики страны от незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу. (Таджикистан граничит с Афганистаном, прим.ред.)
— Как происходит взаимодействие таможенных органов с бизнесом? Насколько стороны слышат друг друга?
Сейчас в Таджикистане усилился государственно-частный диалог. В частности Ассоциация таможенных брокеров стала ясно заявлять о недостатках и проблемах, с которыми мы сталкиваемся. Например, это касается и своевременного получения грузов для своих клиентов из-за часовых барьеров, и двойных таможенных платежей в такие дни. От лица таможенных представителей мы смогли решить этот вопрос, и теперь все таможенные процедуры применяются в едином порядке, как в рабочие дни, так и в выходные.
Другой важный вопрос для нас — это состояние таможенных терминалов. Во-первых, они расположены далеко от мест получения грузов, что не удобно для участников ВЭД и таможенных брокеров. Во-вторых, отсутствуют приемлемые условия для разгрузочно-погрузочных работ. Мы активно обсуждаем эти вопросы с органами.
Кроме того, Ассоциация таможенных брокеров в моем лице является заместителем председателя таможенной службы по Общественно-консультативным вопросам. Когда проходят совещания мы всегда рядом, задаем и поднимаем вопросы. Для нас нет закрытых дверей в таможне. Конечно, сложностей много, но чаще всего мы приходим к пониманию.
К примеру, некоторое время назад проходила масштабная выставка техники из Казахстана при поддержке Президента. Это был вызов для организаторов в двухнедельный срок привезти всю технику и оборудование. Выставка послужила примером согласованности между бизнесом, таможенными брокерами и таможенной службой. Разумеется, в этом вопросе была политическая воля, но все машины успели на выставку, несмотря на очереди на границе. После выставки, когда все оборудование вернулось в Казахстан, мы как таможенные брокеры еще несколько недель работали по приведению в порядок таможенного оформления. Это яркий пример слаженной и командной работы, поэтому я могу сказать, что бизнес и таможенная служба идут навстречу друг к другу.
— Много вопросов поднимается в Общественно-консультативной службе?
— Частный сектор, к сожалению, редко поднимает вопросы. Играет роль азиатский менталитет, который не позволяет лишний раз «высовываться». Со стороны президента есть прямая поддержка, но бизнес все еще достаточно пассивно себя ведет на встречах, не привлекая внимания к своим проблемам.
— Какие основные проблемы актуальны для бизнеса? Какие сложности во взаимодействии с таможней?
— Основная проблема — это определение таможенной стоимости. При контроле таможенной стоимости, заявленной при оформлении ввозимых на территорию Республики Таджикистан товаров и транспортных средств, зачастую сотрудники таможенных органов руководствуются рекомендуемыми ценами. Конечно же, данная мера в первую очередь относится к странам, которые в группе риска по вопросам таможенной стоимости. Это такие страны, как Китай, Турция, ОЭА и тд.
Это происходит таким образом: таможенная служба спускает сверху вниз рекомендованную стоимость для товара. Поэтому, например, если импортер завозит товар за 30 руб., что подтверждено контрактами, но в рекомендациях указано 60 руб., то таможенник при оформлении будет исходить из большей стоимости. Бизнесмен, который решается отстоять свою цену, проходит все круги ада от таможенного аудита до прокуратуры. Из-за сложности процесса многие импортеры соглашаются на рекомендованную стоимость. Мы сейчас обсуждаем необходимость прийти к первому методу определения таможенной стоимости.
Другая проблема на повестке: таможенный брокер может легко вылететь из реестра за ошибку в таможенном оформлении. У нас есть приказ, где за одну ошибку лишают сертификата. В этом вопросе таможня стоит на том, что брокер направил субъекта к нарушению и к нему надо применять санкции.
— Существует ли в Таджикистане понятие «серого рынка» в таможенном оформлении?
— Нет, у нас невозможно «левыми» путями пройти таможенное оформление. Без специалиста у грузовладельцев нет возможности войти в систему. Если тебя нет в системе, таможенник тебя не увидит и не пропустит товар. Сейчас обходных схем нет.
— Насколько работа таможенного брокера интересна для молодых людей?
— У нас нет отдельных институтов для обучения таможенных брокеров. Есть факультеты таможенного дела в институтах, но все студенты стремятся попасть именно в таможенную службу. Профессию таможенного представителя изучают на практике. По требованиям таможенного кодекса, специалист должен иметь высшее образование и сдавать экзамен, подтверждая знания каждые два года. Это контролируют таможенные органы.
— Вы общаетесь с представителями других стран. Какие практики соседей и коллег вы считаете удачными?
— В плане специалистов по таможенному оформлению нам можно равняться на Казахстан. Таможенное законодательство в Узбекистане на очень высоком уровне, на них мы тоже смотрим как на ориентир. У нас пока нет ресурсов для внедрения всех технологий, отсутствует и рейтингование брокеров. Нам есть куда расти.
— Ваша Ассоциация также является участницей Ассоциации таможенных брокеров Центрально-Азиатского региона. Как проходит работа?
— Мы активно взаимодействуем с коллегами, отлаживая дружественный диалог. На регулярных встречах делимся достижениями, планами, проводим практические круглые столы с участием бизнеса. Единая площадка приносит свои плоды: мы повышаем эффективность работы своей работы и находим новых партнеров и клиентов.
Важно показывать результаты работы, рассказывать, какие законодательные решения повлияли на бизнес, что улучшило прохождение товаров через границу. Это ключевая имиджевая составляющая Ассоциации, которая показывает значимость ее роли для предпринимателей. Бизнес видит нас, наши действия, направленные на улучшение рабочей среды, и выбирает работать с проверенными брокерами. Благодаря партнерству в Центрально-Азиатском регионе мы очень многого добились, провели большое количество совместных и гостевых семинаров, мероприятий, где разъясняли частному бизнесу различия в законодательстве наших стран, как правильно пересекать границы, какие нормативные акты нужно знать экспортерам, импортерам, куда обращаться.