По данным MarineTraffic, у берегов Владивостока собралось более 100 торговых судов. Сколько времени займет обработка грузов рассказывает Станислав Тобин, руководитель департамента логистики ГК «Аривист».
Начиная с декабря каждого года у импортеров начинается высокий сезон, который длится до конца китайских новогодних праздников. В 2023 году празднование китайского нового года начнется 21 января, что и привело к тому, что на рейде во Владивостоке скопилось около 100 судов. Такое резкое увеличение количества судов произошло в течение последнего месяца.
Сейчас все китайские отправители и производители совершают максимальный объем отгрузок, так как, начиная со следующей недели, часть компаний начнут распускать сотрудников по домам и машина китайского бизнеса приостановится. Соответственно, начиная с 20-х чисел января вся логистическая отрасль будет потихоньку замедляться.
Как стало очевидно еще во время пандемии 2020 года, мощности порта Владивосток ограничены и реальная пропускная способность составляет 10-15 судов в сутки. Поэтому уже скопившаяся сотня судов в порту будут обрабатываться не меньше недели, а к этому стоит добавить отгрузку товаров из Китая происходящую прямо сейчас, когда отправители хотят успеть в «последний вагон» — а в нашем случае в «последний контейнер» — до начала китайского Праздника весны. Это как снежный ком усугубляет ситуацию и увеличивает время ожидания грузовладельцев.
Конечно, за время передышки в отправке грузов из Китая до начала февраля часть грузов успеет встать во Владивостоке у причалов и выгрузиться, но, по опыту можно сказать, что восстановление логистического режима и возвращение к штатному графику работы произойдет не ранее начала марта 2023 года. До этого времени логистические мощности будут загружены, и это касается не только порта, но и железной дороги, по которой товары идут из Владивостока в Центральную Россию. Сейчас время постановки на железную дорогу во Владивостоке занимает от 18 до 25 дней после выгрузки и прохождения таможенного оформления. С учетом того, что основная масса грузов идет на московский ж/д-узел, то, соответственно, можно ожидать скопления поездов как было в прошлом году.
Обычно срок доставки через Владивосток занимает от 35-40 дней, то сейчас стоит ориентироваться на логистику от 60 суток. То есть средняя задержка составляет около месяца. Конечно, ситуация постоянно меняется, и иногда через Восточный порт судно может выгрузиться в течение недели, например, но на удачу не стоит полагаться в планировании работы.
Еще один момент, влияющий на логистические задержки, заключается в приоритетной работе терминалов с экспортным направлением. Для того чтобы освобождать площади под хранение контейнеров терминалы сначала обрабатывают суда тех операторов, у которых есть грузы в обратном направлении, а также порожние «ящики».
Конечно, следом за ажиотажем в море растет и фрахт, который составляет около 10-12 тыс.долларов за 40-ка футовый контейнер. К марту можно рассчитывать также и на коррекцию стоимости отправлений.