Директор компании SkySoft Дмитрий Нор рассказал, как грамотно выбрать компанию, которая внедрит программное обеспечение, способное решить задачи бизнеса и сделать бизнес процессы более эффективными.
— Дмитрий, как IТ-технологии могут улучшать, делать более эффективной работу транспортных, логистических и таможенных компаний?
— Главная цель IT-технологий заключается в повышении эффективности бизнес-процессов и в целом бизнеса. В сфере таможенно-логистических компаний многие предприятия несут издержки. Зачастую это связано с отсутствием четкого порядка, системности. Например, на границе можно стоять в многочасовых очередях.
Что могут дать IT-технологии в этом случае? Предсказуемость и прозрачность. Например, машина везет из Минска в Москву большой объем скоропортящихся продуктов, а границу закрыли. Компания может внедрить IT-проект, который будет показывать все эти моменты заранее. Или водителю можно внедрить мобильное приложение, которое рассчитает, с какой скоростью лучше ехать, чтобы не стоять в очереди на МАПП. На литовско-белорусской границе была проблема, когда скоропортящиеся продукты, такие как рыба, торты, портились по причине многочасовых очередей на границе. Бизнес-союзы закрыли эту проблему с помощью внедрения IТ-приложения.
— Способны ли технологии решать задачи с сотрудниками транспортных компаний?
— Конечно! Во многих регионах работают международные перевозчики, имеющие офисы в разных городах и странах, и офисным сотрудникам сложно коммуницировать между собой. Для этих целей внедряются CRM-системы. Можно ограничить доступ по странам, например, у каждого отделения будут свои права, задачи.
— Каким критериям должен отвечать IT-проект, чтобы быть успешным и эффективным?
— Успешен тот проект, который решил поставленную перед ним задачу. Зачастую в тендерах по IТ-проектам участвует длинная цепочка людей, то есть ответственность размывается. У сотрудников нет мотивации внедрить качественный продукт, их главная цель — избежать наказаний в качестве лишения премий. Специалисты могут внедрить IТ-проект, которым будет неудобно пользоваться. Например, отдел закупок проводит тендер, контролирует их другой отдел, а пользуется решением вообще третий. По документам все хорошо, и, вроде, программа работает, но саму проблему IТ-технология не решает.
Это происходит потому, что у нас на рынке мало грамотных бизнес-аналитиков. Проект оценивает или менеджер по продажам, или проект-менеджер, которые могут не понимать суть работы компании клиента. В идеале аналитик должен изучить бизнес клиента, выявить проблему и поставить задачу команде разработки. Но у нас такой подход встречается крайне редко.
— Тогда логично задать следующий вопрос — как найти на рынке IT-компанию, которая сможет успешно внедрить эффективное ПО?
— Для начала изучите сайт компании – сколько лет она на рынке, какие успешные проекты уже внедрила. Почитайте отзывы о компании и на их сайте, можете позвонить их клиентам. Посмотрите, в каких профессиональных мероприятиях участвует данная компания, есть ли амбассадоры бренда, которые освещают ее деятельность. Почитайте, что пишут о компании СМИ. Проверьте, нет ли ее в списке черных работодателей.
Затем позвоните и пообщайтесь с представителями организации — насколько эта компания сможет понять вашу задачу, задать грамотные вопросы. Поинтересуйтесь, как они будут решать эту задачу, поставьте четкий дедлайн, установите реперные точки.
— Дмитрий, вы сказали, что рынку, точнее самим логистическим и таможенным компаниям, не хватает толковых бизнес-аналитиков. Что должно входить в бизнес-анализ?
— Понимание процессов внутри клиентской компании. Возьмем таможню или логистику: надо понимать особенности работы таможенного оператора изнутри и под эти запросы искать ПО. В логистикедля четкой работы всех бизнес-процессов нужна эффективная CRM-система. Зачастую офисные сотрудники выполняют двойную работу, потому что заносят данные в разные системы, также в разных системах ведут учеты и т.д. Со всеми задачами должна справляться одна программа, которая будет корректно и без перебоев работать, когда ей одновременно пользуется много людей. Людям с программой должно работаться проще и быстрее, чем без нее.
— Как вы оцениваете на сегодня рынок IT-подрядчиков в России? Имеет ли смысл искать IT-компании, которые специализируются только на таможне, логистике?
— В России можно найти узких исполнителей, работающих в IT логистике. Тогда шанс внедрить ПО, решающее конкретно ваши задачи, значительно выше. Или ищите организацию с репутацией, которая специализируется на услуге, например, CRM. На рынке сейчас много посредников и организаций, у которых на сайте указано, что они предоставляют широкий спектр услуг, а по факту просто ищут проекты, которые идут им в руки.
Могу с уверенностью сказать, что IT-рынок становится с каждым годом более профессиональным и качественным. Слабые организации просто не выживают. Рейтинговые агентства ужесточили требования, требуя больше документов, реальных кейсов, в эти рейтинги теперь не так просто попасть.
— Дмитрий, резюмируя, какие советы вы дадите логистическим и таможенным компаниям, которые ищут себе IТ-компанию для решения задач по автоматизации бизнес-процессов?
— Сначала самостоятельно в техническом задании опишите процессы вашей организации, если выбор исполнителя услуг осуществляется через тендер. Так поставщики услуг смогут сделать более качественное предложение. Если закупка не через тендер, то пригласите бизнес-аналитика с рынка. Далее выберите проверенную, надежную компанию, у которой уже есть IT-проекты, желательно в вашей сфере деятельности.
Не нужно внедрять ПО ради внедрения. Ставьте четкое ТЗ с описанием проблемы, которую надо решить. Не скрывайте свои проблемы, узкие и слабые места в бизнес-процессах, чтобы вам помогли сделать бизнес более эффективным.
Текст Марина Сипатова