e-commerce
Как потребители меняют логистику
2020 год радикально изменил модель поведения покупателя, что привело к бурному росту электронной коммерции. Сейчас практически все сегменты аудитории привыкли к заказам онлайн всего: от продуктов до крупных товаров. Электронная торговля изменяется под воздействием новых условий на рынке, меняя цепи поставок и развивая омниканальность логистики.
«Горизонт событий» поговорил с Антоном Мартьяновым, интерим-менеджером DSCM Expert, о том, как меняется ландшафт логистики под воздействием новых покупательских моделей поведения.

Антон Мартьянов
Прошлый год укоренил потребительские привычки, которые теперь стали трендами, меняющими архитектуру доставки товаров.

Потребительские тренды 2021 года:

1) Снижение уровня доходов и изменение образа жизни;
2) Закрепленная привычка покупать онлайн и «поглощать» контент о товаре;
3) Удаленная работа и рост покупок, связанных с этим;
4) Омниканальность продаж - представленность бренда в любом из возможных каналов продаж и продвижения продукта.


На данный момент срочная доставка – тренд, пока недоступный всей аудитории покупателей. До трети покупателей срочная доставка невозможна в силу отсутствия услуги у компании или в части регионов. К примеру, по статистике DSCM Expert, покупателям спортивных товаров и электроники обычно удается воспользоваться срочной доставкой, в то время как покупателям детских товаров или товаров для дома и ремонта удается это сделать меньше, чем в половине случаев.
Покупателям старшего возраста важны: интервалы доставки, стоимость и простота интерфейса.

Молодым покупателям важны: возможность отслеживать статус и местоположение курьера.

Основной стимул к началу использования срочной доставки – изменение стоимости. Вместе с тем, почти 15% ответов – это нефинансовые претензии к услуге: недостаточное ее распространение, покрытие, срочность.

Готовы платить за срочную доставку 72% респондентов, но только 40% готовы платить более 300 рублей.
На данный момент на рынке доставки лидируют традиционные логистические игроки (почтовые и логистические операторы), занимающие до 90% рынка. Это связано с тем, что операторы владеют развитой логистической инфраструктурой.

Другой сегмент рынка доставки занимаются e-commerce игроки. Основной драйвер роста рынка доставки - Amazon: компания задает стандарты доставки в индустрии. Игроки активно инвестируют в свои логистические платформы для вертикальной интеграции и контроля качества сервиса. Также развиваются стартапы в области логистики – важное направление венчурной экономики последние годы (более $10 млрд. за последние 10 лет). Основной фокус у таких проектов на доставку "последней мили", так как почти 50% затрат на всю доставку приходится на этот сегмент.

Тренд на роботизацию усилился из-за пандемии с целью исключения контакта человек-человек. На каждом этапе растет необходимость замены человека роботом для масштабирования. Клиенты уже готовы и ожидают доставки продуктов дронами или беспилотниками. В скором времени операторы будут активно использовать роботов для сборки на складах и расчетов с покупателем.
Важнейшие факторы для потребителей в доставке (от важного к менее важному):
I. Стоимость
II. Скорость
III. Клиентский сервис на высоком уровне
IV. Точное время доставки
V. Тонкий интервал
VI. Простота интерфейса
VII. Онлайн трек
VIII. Онлайн-статус
IX. Внешний вид курьера
X. Запах и внешний вид упаковки.

Под каждый из указанных факторов необходимо менять логистические процессы - перестраивать или внедрять инновации, чтобы не отставать от конкурентов и удовлетворять требовательного клиента. Внедрение новых технологий требуют клиенты, которым важно, чтобы их товары и услуги приходили быстрее и комфортнее. Девиз «развивайся или умри» стал актуален как никогда.
Трансформация складской логистики идет в двух противоположенных направлениях:
Максимализм
Направлен в сторону роботизации и автоматизации с исключением человеческого фактора (на больших складах работают сотни, а порой и тысячи человек в смену). Путь складских комплексов таит в себе много опасностей и рисков на этапе развития технологий, поэтому только финансово устойчивые компании могут рассматривать инвестиции в роботизацию, но без перспективы прямой окупаемости. Все технологии сырые и не окупят себя в горизонте 7-10 лет, потому что каждый год появляются новые технологии.
Минимализм
Движется в сторону уменьшения складов и малых площадей (компактные склады). К примеру, «dark store» - склады для онлайн-торговли, которые активно внедряют ритейлеры («Перекресток» одни из первых запустили dark store в 2019 году). Такой склад похож на торговый зал обычного супермаркета, в котором собирают онлайн-заказы профессиональными комплектовщиками, а потом бесконтактно заказы получают курьеры для доставки либо в пункты выдачи заказов, либо клиенту на дом.
Текст Марина Сипатова
Фото pixabay.com


Как организовать эффективную работу сотрудников на удаленке, чтобы не было мучительно больно

Как устроена работа даркстора X5 Retail Group для сбора онлайн-заказов

Руководитель отдела импорта сети гипермаркетов «Лента» Наталья Савкина о том, как эпидемия повлияла на цепи поставок сети

Эффективность систем зависит от группы, к которой она принадлежит

ФТС планирует разрешить маркировку товаров на таможенных складах в морских пунктах пропуска

FM Logistic теперь осуществляет складскую обработку товаров fresh и ultrafresh

В России вышел в свет шестой выпуск справочника «Склады РФ 2021»