склады
Эксперт: С начала 2022 года возможен запуск первого бондового склада
Про специфику и преимущества бондовых складов "Горизонту событий" рассказал исполнительный директор eCommerceRussia Ассоциации (НАДТ) Михаил Яценко.
Михаил Яценко
eCommerceRussia Ассоциации (НАДТ)
- Михаил, какие изменения в Таможенном кодексе ждать в этом году?

- В Таможенном Кодексе теперь появится новая глава, куда выделено регулирование трансграничной электронной торговли. Согласно проекту, который опубликован на сайте ЕЭК, и документу, который ушёл на внутригосударственное согласование, в каждой стране ЕАЭС появится оператор электронной торговли, обязанности которого настолько широки, что это больше похоже на наказание, чем на привилегию. Второе новшество – это бондовый склад.

На сегодняшний момент бондовый склад — это уже апробированный механизм регулирования импорта и развития экспорта во многих странах. Например, в Германии импорт товаров в почтовых отправлениях по каналам электронной торговли составляет около 4%, в отличие от России, где это почти половина всего логистического объёма страны. Основной трафик зарубежных товаров немецкие покупатели получают с бондовых складов, которые работают в странах Евросоюза. В этой модели импортируемые товары поступают на бондовый склад, с которого отправляются после размещения заказа. В международной практике товары с бондового склада облагается налогом на импорт (6-10%), который взимается после продажи потребителям. Товары освобождаются от нетарифного регулирования (сертификаты соответствия, декларации о соответствии).

- Какие преимущества дает такая модель?

- Преимущества этой модели – высокая бюджетная эффективность, низкие затраты на администрирование. Это сильный удар по контрабанде, существующей в рамках трансграничной торговли. Добавленная стоимость на бондовом складе создается за счет хранения, упаковки, предпочтовой подготовки и отправки до конечного покупателя.

В первую очередь от реализации модели выигрывает потребитель: снижается срок доставки – товар может доставляться уже на следующий день после заказа, снижения рисков неполучения товара (повреждений в процессе транспортировки) и улучшение ситуации с защитой прав потребителей (возврат, обмен), увеличения товарного ассортимента иностранных продуктов. Иностранным продавцам не нужно открывать офис в России, чтобы продавать свою продукцию напрямую российскому потребителю.

Российский бизнес получит упрощенный выход для своих товаров к зарубежному покупателю по доступным тарифам. Это может стать трамплином для розничного несырьевого экспорта российских товаров. Экспортеры, поставляя товары на таможенный склад, не дожидаясь, когда уйдет товар, могут заявлять о факте экспорта, получая налоговые вычеты, потому что происходит перенос границы за рамки бондового склада.

Некоторое время назад Ассоциация просила экономистов из Института Гайдара просчитать эффект от реализации модели бондовых складов в России. Согласно расчётам, российское правительство может получить более 17,5 млрд. рублей в год в качестве дополнительных поступлений от реализации модели. Это без учета налоговых поступлений от новых рабочих мест, увеличения экспортных отгрузок российских интернет-магазинов, а также транзита из Китая в Европу и наоборот, который может пойти через Россию.

Специалисты Института также рассчитали эффективную ставку таможенных и налоговых платежей для работы бондового склада на территории России. По мнению аналитиков, эффективная ставка составит около 6,5% от конечной стоимости товара (весь налоговый сбор и налоги). Никакого технического регулирования, никакого НДС. Это выше, чем средневзвешенная ставка налоговых платежей – около 4%. Но, безусловно, меньше, чем налоги при классическом b2b импорте (4% плюс НДС, который возмещается после реализации российским юридическим лицом). Поэтому Правительство сейчас ищет взвешенное решение, чтобы, с одной стороны, не потерять b2b импорт, а с другой, получить новую модель, оптимальную и эффективную.

- Что не хватает для запуска в законодательно плане?

- У нас нет бондовых складов в стране, потому что они еще не разрешены законодательством. В России есть таможенный склад, но это совсем другое. Сейчас готовится законодательство о том, чтобы наделить правительство полномочиями по выработке правил этого эксперимента. На данный момент много открытых вопросов - вопросы сертификации и налогов до сих пор подвешены.
Основные изменения Таможенного Кодекса направлены на то, чтобы у нас зародился новый вид деятельности – бондовый склад.
Сейчас проходит межгосударственное согласование протокола об изменениях Таможенного кодекса. Одновременно с этим идет обсуждение и принятие закона о наделении правительства соответствующими полномочиями, разрабатываются правила работы складов. Ориентировочно с начала 2022 года возможен запуск первого бондового склада.

- В чем отличие таможенного склада от бондового?

- Законодательство Таможенного союза содержит нормы, которые позволяют работать таможенным складам на территории ЕАЭС. Главное отличие существующих таможенных складов от бондовых, которые планируется запустить в ближайшем будущем, заключается в том, что товарные партии можно будет расконсолидировать и выпускать для конечного пользователя. Сегодня это сделать невозможно. Если товарная партия пришла на таможенный склад, то и должна выйти с него в неизменном виде с уплатой всех таможенных платежей, НДС, а также нетарифного регулирования в виде сертификации и маркировки. Новшество заключается в том, что схема поставки товара к конечному потребителю будет выглядеть как В2В2С, в отличии от нынешней: сначала В2В, а затем пройдя через массу посредников только В2С.

- Как поменяется работа логистических операторов?

- Бондовый склад является существенным плюсом для внутренней логистики. Благодаря новому потоку внутренние посылки будут доставляться быстрее, а тарифы на доставку должны снижаться. У операторов увеличатся объемы, которые нужно будет обрабатывать.
Но пандемия показала, что логистические операторы умеют успешно справляться с вызовами.

Запуск бондовых складов повлияет на логистические процессы, а в следствии на рейтинг страны по таможенным операциям, по их скорости, по самой логистике. Если условия работы бондовых складов будут конкурентоспособны, то Россия может выйти в лидеры в списке Doing Business.

- Когда они начнут появляться? И какие компании, по вашим прогнозам, станут лидерами?

- Эксперимент Евразийская экономическая комиссия начала 1 июля этого года. То есть в пяти странах ЕАЭС они могли возникнуть уже более месяца назад. Но по факту, чтобы бондовые склады возникли в России, нужно еще подтянуть законодательную базу страны.

Пока к эксперименту допущен только один логистический оператор – «Почта России». Обещают, что эксперимент продлится год-полтора, а потом к нему откроют доступ другим операторам.

- Почему «Почта России» оказалась единственной в списке возможных?

- Около года назад у главы Правительства Михаила Мишустина прошло совещание с участием генерального директора АО «Почта России» Максима Акимова, который и предложил модель бондового склада. «Почта России» имеет больше ресурсов, основной акционер компании – государство, поэтому она отличается от других операторов. Мы надеемся, что «Почта России» поделится операциями с другими участникам рынка в виде франшизы или подряда.
Марина Сипатова
Фото Pixabay.com

В России запускают бондовые зоны с особым таможенным статусом для рынка e-commerce. Это позволит увеличить скорость интернет-торговли и снизить издержки бизнеса

ТЕХНОНИКОЛЬ к IV кварталу 2022 г. создаст международный логистический хаб площадью более 13 тыс. кв. м.

Электронная торговля изменяется под воздействием новых условий на рынке, меняя цепи поставок и развивая омниканальность логистики

или 7 ошибок, которые совершают грузоотправители

Где потенциал роста и барьеры российского рынка фулфилмента