маркировка
Спецмаркировка по-русски
Как выиграет российский бизнес от маркировки алкогольной продукции в России
С 1 июня в Калининградской области стартовал эксперимент по маркировке алкогольной продукции специальными федеральными марками. Согласно новой процедуре, маркировку на импортируемую продукцию можно нанести на таможенных складах внутри анклава, на всей остальной части страны ввоз алкоголя остается прежним - товар уже должен быть промаркирован. Пилотный проект в Калининградской области должен завершиться 31 мая 2023 года, после этого будет решено: разрешить ли подобную практику в остальной части России.

Через два года итоговый доклад федеральному правительству предоставят Федеральная таможенная служба и Министерство финансов. Как следует из текста постановления правительства РФ, учитываться будет эффективность нанесения акцизных марок на территории России, как это повлияло на транспортно-логистический комплекс Калининградской области, а также какие риски возникли в сфере нелегального оборота. Участвовать в эксперименте могут импортеры и владельцы таможенных складов и складов временного хранения. Они должны направить уведомление об этом до 1 августа 2022 года. Первые - в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, вторые - в ФТС. Ведомства проверят сведения о юрлицах, после чего даст добро на участие в пилотном проекте. Продукция таких компаний будет проходить предварительное таможенное декларирование в соответствии со статьей 114 ТК ЕАЭС. Импортер будет доставлять марки на таможенный склад за свой счет, а также должен будет вносить сведения в ЕГАИС.

Начиная с 1994 года ввоз импортируемого в Россию алкоголя разрешался исключительно до пересечения границы. Как правило, это происходит на заводах-изготовителях или на транзитных складах в Прибалтике, где сформировался основной логистический хаб, рассказывает глава Информационного делового центра Петербурга за рубежом Дмитрий Васильев.
"В Германии или Голландии, которые являются транзитными точками для отгрузки партий алкоголя, маркировка стоит довольно дорого. «В странах-производителях не очень заинтересованы в дополнительном виде деятельности», —говорит Васильев. - Логично, чтобы маркировка алкоголя для России проходила внутри страны. Думаю, это дешевле - поставщику или дистрибьютору не надо будет прокладывать маршрут через Прибалтику, а властям контролировать движение продукции будет легче".

Дмитрий Васильев
Глава Информационного делового центра Санкт-Петербурга за рубежом
Практически две трети от всего объема импортируемой алкогольной продукции маркируется в Литве, говорит губернатор Калининградской области Антон Алиханов. Его слова приводит пресс-служба областного правительства. По словам главы региона, бизнес по маркировке в прибалтийской стране способен влиять на конечную цену алкоголя, поставляемую в Россию. "Рабочие места, а это не менее 16 тысяч человек, по данным прошлого года, и добавленная стоимость остаются на территории Литвы", - сказал Алиханов.

По оценке Гильдии профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела" и ВЭД "Гермес", в месяц импортеры тратят свыше 3 млрд рублей на маркировку алкоголя за пределами России. Наибольшие партии коньяка, ликера и вина поступают из Латвии, а из Литвы - вино. Весь ежегодный объем импорта алкогольной продукции в Россию оценивается в 1,2 млрд долларов.

Всего за 2020 год ФТС выдала около 1 млрд акцизных марок на импортный алкоголь, а с начала 2021 года до марта - почти 450 млн, рассказывала в интервью "Российской газете" замглавы ФТС Елена Ягодкина. По ее словам, спрос на маркировку растет из года в год: если до 2020 года ежедневно выдавалось 1,5-2 млн марок, то теперь показатель достигает 10-12 млн марок. С 1 января 2021 года вместо акцизных марок выдаются федеральные специальные марки, которые будет выдавать Росалкогольрегулирование. Ранее эта функция была возложена на таможенные органы. Заявление на выдачу подается в электронной форме через личный кабинет ЕГАИС. Нанести федеральные специальные марки можно в течение 9 месяцев со дня получения, ранее срок составлял 6 месяцев.

Российские компании способны предоставлять сервис по маркировке алкогольной продукции не хуже, чем в Прибалтике, уверен заместитель генерального директора ООО "Восход" Юрий Ковалев. По его мнению, в России могут маркироваться до половины импорта вин и четверть рынка крепких алкогольных напитков.
"Безусловно российский рынок конкурентен с Прибалтикой. Особенно для вин из Америки, Южной Африки, Австралии и Новой Зеландии. Стоимость фрахта что до Прибалтики, что до Питера - одинаковая. При этом вывоз из порта Петербурга до Москвы примерно на 1000 евро дешевле за контейнер, чем от Риги или Клайпеды", - говорит Ковалев.

Юрий Ковалев
Заместитель генерального директора ООО "Восход"
Предприниматель считает, что наиболее удобная локация для маркировки алкоголя - порт Санкт-Петербурга. Изменение логистических цепочек может занять несколько месяцев. За счет изменения маршрута будет возможность удешевления конечной стоимости продукции, убежден Ковалев.
Петербург представляет наиболее перспективную локацию для маркировки основного потока импортного алкоголя, согласен директор по импорту компании LADOGA Дмитрий Журкин. При этом предприниматель не уверен, что практику Калининградской области можно будет распространить на всю страну.
"Инициатива перспективная, и все зависит от того, как она будет реализована – сможет ли маркировка быть организована на том же уровне, как в Прибалтике. Есть опасение, что пока Калининград не получит достаточный опыт, не набьет шишек, у импортеров будут проблемы – задержки, ошибки, срывы поставок и т.д.", - говорит Журкин.

Дмитрий Журкин
Директор по импорту компании LADOGA
Наиболее удобными площадками для маркировки могли бы стать терминал в Усть-Луге и порт "Бронка", считает Дмитрий Васильев. "Продукция - хрупкая, требует определенных температурных условий, поэтому ее чаще отправляют морскими линиями на колесной базе, чем в контейнерах, и доставка быстрее получается. Поэтому порт «Бронка», на мой взгляд, имеет высокие шансы. Полагаю, что наладить оборудование для маркировки не сложно", - заключил он.

В компании «Феникс», которая оперирует таможенным складом в порте "Бронка", воздержались от комментариев, сославшись на то, что до конца не ясна процедура нанесения маркировки внутри страны.
Для получения большего экономического эффекта в пилотный проект стоит включить Смоленскую область, считает директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов. Эксперт поясняет, что через этот регион проходит кратчайший путь из Центральной и Восточной Европы в центр России или Московскую область, где сосредоточены распределительные центры ритейлеров и основных игроков алкогольного бизнеса. В этих регионах в последнее время возникло множество таможенных складов, которые способны взять на себя поток по маркировке акцизными марками.

Мисаилов сомневается в большом экономическом эффекте от эксперимента в Калининградской области. По его мнению, перевозить и маркировать продукцию через страны Прибалтики по-прежнему будет дешевле на 300-400 евро за контейнер, чем через Россию, из-за устоявшихся логистических цепочек. При этом затраты импортеров на транспортные услуги через Калининградскую область будут немалыми - период маркировки в среднем составляет 5-7 дней, поэтому придется оформлять ввоз и вывоз товара двумя разными транспортными средствами, говорит Мисаилов.

"Транспортировка через страны Прибалтики выглядит дешевле за счёт большого количества местных перевозчиков, которым нужны только двусторонние разрешительные документы. Для перевозки промаркированного товара из Калининграда должны быть привлечены российские перевозчики, количество которых в этом регионе ограничено. Кроме того, необходимо дополнительно оформлять транзитную декларацию для проезда через другие страны", - заключил он.

Между тем специалист отмечает рост тарифов на перевозку как в Калининград, так и обратно на 20-30%. Мисаилов не исключает, что это может быть связано с началом эксперимента по маркировке алкоголя.
Алексей Стрельников
Фото Pixabay.com


ФТС планирует разрешить маркировку товаров на таможенных складах в морских пунктах пропуска

Действующие нормы закона предусматривают штрафы и реальные тюремные сроки за отсутствие маркировки на товарах

Ошибка в коде ТН ВЭД может привести к корректировке декларации, выставлению обеспечения платежей, доначислению платежей, отбору проб и назначению таможенной экспертизы

Производственные мощности склада позволяют маркировать до 50 тыс.товаров в сутки

Грузооборот морских портов РФ за январь-май 2021 года сократился на 2,7% по сравнению с соответствующим периодом 2020 года

C 1 июля 2021 года упрощенный порядок маркировки перестает действовать для ввозимых в РФ медикаментов

Новый рекорд спотовой стоимости