Геннадий Алексеевич Шестаков, Председатель Совета Объединения юридических лиц «Казахстанская Ассоциация таможенных брокеров (представителей)»

Для участников ВЭД важно опосредованно общаться с контролирующими органами, однако сами органы хотят знать все об участниках ВЭД и надежно хранить эту информацию. Для оптимизации информационного обмена в Казахстане создан цифровой таможенный пост.  

Внедрение интегрированного таможенного компонента Автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования — Астана-1 — на базе разработанной ЮНКТАД актуальной версии платформы ASYCUDA World позволила оптимизировать таможенные процедуры и сократить административные и временные издержки участников внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан. Система Астана-1 охватывает все таможенные процедуры и интегрирована с налоговыми базами данных, а также осуществляет информационное взаимодействие с другими государственными органами Республики Казахстан. Это позволило исключить бумажную волокиту, а также сделать процесс декларирования прозрачным, в котором ни водитель, ни декларант не имеют прямых контактов с контролирующими органами в пункте пропуска, что минимизирует коррупционные риски.  

Процесс оформления — от ввоза товара до его очистки — реализован в системе Астана-1, что позволяет участникам ВЭД, находясь на единой информационной платформе производить любые операции — от подачи предварительной информации до контроля после выпуска товара. Это значительно ускоряет обработку данных.

Участники процесса: 

  • Перевозчики;
  • Информационная система таможенной службы; 
  • Информационная система транспортного контроля; 
  • Информационная система ветеринарной службы;
  • Информационная система санитарной службы. 

Вопросы таможенных представителей и декларантов рассматриваются таможенными органами в режиме online с обязательным последующим направлением рекомендаций. При отсутствии рисков система автоматически выпускает декларацию на товары. 

Как это работает? 

Зарегистрироваться в системе можно как от имени юридического лица, так и в качестве физического лица. Электронный кошелек позволяет стать участником электронной очереди. В личном кабинете системы можно выбрать таможенный пост и сделать заявку на перемещение транспорта. Внеся необходимые данные, участник ВЭД увидит, какое количество пропусков выдано на определенный день. 

До 2023 года в Казахстане была проблема с пересечением китайской границы. Стоимость пересечения границы доходила до 30.000 долларов. Сегодня бланк можно получить на пункте пропуска, заплатив всего лишь 1 МРП (8 долларов). При создании заявки участник ВЭД видит, что в день, когда он планировал пересечь границу, уже выпущено более 400 пропусков. Тогда он может встать в очередь по повышенной ставке 80 долларов.

Как только транспортное средство заезжает на МАПП, у него автоматически считывается номер и все внесенные в электронном виде данные появляются в базе данных контролирующих органов. Центр диспетчерского управления в Астане-1 получает всю необходимую информацию: все документы вплоть до водительского удостоверения, фиксируется заявленное и фактическое время въезда. Также в автоматическом порядке происходит весогабаритное считывание со снятием фотографий и размеров ТС — автомобиль при этом специально не останавливается.

По такому же принципу в системе появляется информация о фитосанитарном, транспортном и прочих контролях. В итоге в Астана-1 указывается время, когда ТС покинуло пост. 

К примеру, декларация попала в желтый коридор. Тогда таможенная служба отправляет извещения и рекомендации, сообщает о проверке таможенной стоимости по некоторым товарам. Например, сделать карточку обеспечения. В личном кабинете Астана-1 декларант увидит, как происходит расчет суммы обеспечения. Если учВЭД согласен с суммой, тогда он подтверждает это электронной подписью. Далее со счета списывается сумма обеспечения, и груз переводится в синий коридор. В синем коридоре проходит оформление и машина выпускается. 

В информационной системе Астана-1 решение о выпуске занимает менее одной секунды – декларация попадает в зеленый, желтый или красный коридор. Зеленый – автоматический. Желтый требует дополнительной информации, как указано в примере выше, а в красном назначается обязательный досмотр. 

Все таможенные формальности, начиная с предварительного информирования, пересечения таможенной границы до убытия товаров со складов временного хранения, производится в одной информационной системе Астана-1. Для бизнеса при включении в такой режим работы было важно и то, чтобы таможенные службы находились под контролем и действия инспекторов были прозрачны и регламентированы. Например, если контролер вовремя не нажал кнопку, у участника ВЭД есть возможность написать жалобу. Но в системе прослеживаются действиях обеих сторон – так как это симбиоз двух сторон, работающий на ускорение таможенных процедур.