Strategy Partners представила обзор рынка электромобилей. Компания проанализировала структуру автопарка, производителей и зарядную инфраструктуру; выявила тренды и сформировала три прогноза развития российского рынка электромобилей.
Уровень развития российского рынка электромобилей отстает от Китая, Европы и США на 7–10 лет, но стремительно развивается. В 2023 году продажи электромобилей выросли в 4,7 раза по сравнению с годом ранее. Совокупный среднегодовой темп роста количества всех зарегистрированных в РФ электромобилей в 2015–2023 годы составил 134,8%.
Согласно базовому прогнозу экспертов Strategy Partners, российский рынок электромобилей будет развиваться со среднегодовым темпом роста +38%
Важные факторы развития рынка на ближайший период:
- появление новых игроков — как отечественных, так и зарубежных;
- большие резервы энергетической отрасли страны;
- принятая Концепция по развитию производства и использования электротранспорта в РФ на период до 2030 г.
Базовый сценарий развития рынка электротранспорта основывается на:
- реализации программ поддержки производителей и покупателей электротранспорта 2030–2033 годов;
- ограниченной конкуренции: олигополистическая модель на российском рынке и открытый рынок с дружественными странами;
- техническом развитии батарей — снижении стоимости, увеличении ресурса и возникновении опций вторичного использования;
- законодательном ограничении на использование транспорта с ДВС на горизонте позднее 2045 года.
Есть несколько факторов, которые сдерживают развитие рынка электромобилей:
- недостаточная осведомленность об особенностях эксплуатации электромобилей;
- высокая стоимость электромобилей;
- относительно небольшая дальность пробега электромобилей в сочетании с неравномерно развитой инфраструктурой.
«Текущий рост рынка электромобилей в России обеспечивают импорт из Китая и запуски российских проектов по локализации электромобилей, включая «Москвич» и Evolute. Основной риск для его развития — возможные ограничения экспорта со стороны Китая и других ключевых стран. Сдерживает развитие и слабая осведомленность о возможностях современных электромобилей. Однако на рынке появляются более доступные бренды, есть курс на электрификацию инфраструктуры, поэтому ситуация с восприятием этого вида транспорта в нашей стране постепенно меняется», — отметил Алексей Волостнов, партнер Strategy Partners.
Аналитический отчет, включающий все 3 прогноза развития российского рынка электромобилей, доступен в приложении.