Сейчас многие российские предприниматели открывают новые масштабы своего бизнеса и активно сотрудничают с КНР. Производство страны позволяет создавать продукцию с хорошим соотношением цены и качества. Однако есть проблема, с которой могут столкнуться предприниматели – это задержки доставки товара из Китая в Россию.
Бизнес-эксперт по Китаю Анастасия Холкина поделилась советами, которые позволят минимизировать риск просрочки заказа и рассказала, что делать, если товар уже опаздывает.
Совет 1: указывать санкции в контракте
В вашем договоре с контрагентом обязательно должно быть прописано правило: если поставщик задерживает доставку, он обязан выплатить в вашу пользу пеню. Сам факт наличия установленных в документе санкций будет сдерживать вторую сторону от нарушений. Он будет понимать, что рискует финансами завода, которые придется отдавать в счет штрафа.
Совет 2: не нападать, а договариваться
Если просрочка уже произошла, лучше не идти сразу в нападение, требовать штрафы и пени. Звучит парадоксально, но на деле для компании гораздо выгоднее решать проблему с дружеской позиции, из желания ее преодолеть совместно с партнером.
Например, китайский деловой менталитет подразумевает ценность личных отношений, сотрудничества и дружбы. При давлении на контрагентов и безкомпромисных ультиматумах вы не только потеряете хорошие отношения с поставщиком, но вероятно и не получите заказ в срок.
Следует конструктивно поговорить, напомнить о согласованных сроках и указать, что задержка повлечет просрочку доставки для конечного клиента и денежные санкции для вашей компании.
Совет 3: разобраться с причиной
Заинтересованность в решении проблемы – составляющая любой совместной работы. Важно выяснить причину запоздания, понять, возможно ли было заранее предусмотреть продление срока, постараться помочь и вместе найти решение, чтобы в будущем ситуация не повторялась.
Отличный вариант в этом случае – договориться о размещении заказа заранее. Например, в течение 6 месяцев каждый второй месяц 10 числа вы будете заказывать определенное количество товара и оплачивать его, а другая сторона обязана будет изготавливать его к назначенной дате.
Поскольку у заводов, как правило, много клиентов, они стараются сделать так, чтобы производство постоянно работало. Согласовать расписание в этом случае – грамотное решение для сокращения сроков изготовления. Поставщику это удобно, поэтому они, как правило, охотно соглашаются на такой порядок работы, особенно если у вас налажены крепкие и доброжелательные партнерские связи.
С другой стороны, если ситуация с задержкой неоднократно повторяется, контрагент постоянно переносит сроки, несколько месяцев “кормит” обещаниями, то стоит прекратить такое сотрудничество.
Совет 4: выезжать на производство и общаться лично
Визит на завод позволяет персонально и конструктивно разговаривать с руководством. Часто предприниматели общаются с поставщиком только через менеджера, который не может влиять на процесс производства. Именно поэтому важно знакомиться с руководителем и инженерами еще до заключения контракта, а также при возникновении проблем с поставкой.
При личном визите вы в первую очередь покажете заинтересованность в том, чтобы преодолеть разногласия и продолжить сотрудничество. Вы сможете обсудить нужные вам сроки и качество непосредственно с директором, который, например, даст задание производственному отделу поставить ваш заказ в приоритет.
Не обязательно приезжать на заводы Китая самостоятельно, особенно если вы находитесь далеко. Многие предприниматели поручают это своим представителям в КНР, которые хорошо знают особенность местного делового общения и могут грамотно отстоять позицию вашей компании.
Китайские контрагенты очень ценят индивидуальный подход. В стране нет той клиентоориентированности, к которой мы привыкли в России. Они больше заточены на производство и хорошо знают свое дело, но у них практически нет клиентского сервиса. Для того, чтобы стать для них партнером номер один, нужно наладить дружеское общение, дарить подарки, общаться и проводить деловые встречи за совместным ужином.
Совет 5: держать в запасе других поставщиков
Важно поддерживать доброжелательные отношения во всех ситуациях, но в то же время рекомендуется иметь альтернативу в виде других поставщиков на случай, если придется искать нового. В этом случае не только вы сможете быстро найти замену, но и ваш контрагент будет понимать, что вы можете расторгнуть договор, что вы к нему не привязаны. В этом случае сервис со стороны китайских партнеров будет лучше.
Для того, чтобы успешно работать с поставщиками, важно минимизировать риски просрочек. Ключевыми факторами для этого являются эффективная коммуникация с руководством и инженерами, понимание культурных особенностей и планирование. Дружеское общение и сотрудничество в преодолении проблем даст персонализированное отношение к вам со стороны китайских производителей.