Эксперты рассказали про ситуацию на рынке труда в логистических компаниях. А также поделились советами, которые помогут решить проблему нехватки квалифицированных кадров.

Война за кандидатов

Несколько лет назад поменялся рынок, изменился способ коммуникации с кандидатами. Теперь скорее кандидаты рассматривают работодателей. Как следствие — за кандидатами началась гонка, рынок работодателей стал конкурентным. Для того чтобы привлекать достойных кандидатов необходимо делать ставку на привлекательный HR бренд.

  • Престиж профессии дальнобойщика падает

Основная проблема, на которую указывает статистика рынка — это снижение престижа профессии водителей. По данным hh.ru и Росстата, спрос превышает предложение: это касается и массового, и линейного, и топ-персонала. Количество перевозок и нагрузка транспорта растет, а водителей больше не становится, так как профессия устаревает, а вместе с ней с общего рынка рабочей силы уходят и водители.

Молодое поколение из-за сдвига мировоззрения интересуется онлайн-профессиями. Раньше высшее образование гарантировало доход и должность, а сейчас обучиться востребованным в онлайне профессиям можно за 3-6 месяцев. Доход от подобных профессий не ограничен потолком, как у дальнобойщика.

  • Изменилась система мотивации: деньги не главное

Рыночная экономика диктует свои условия — зарабатывать здесь и сейчас. В итоге, не имея сильного профессионального имиджа, возраст водителей сейчас в основном превышает 40-45 лет. И эти люди постепенно уходят с рынка труда, оставляя сотрудников отдела кадров в замкнутом круге: старшее поколение уходят, новое не приходит. Для того чтобы вырваться из этого круга компаниям важно вкладываться в условия труда.

«Современной молодежи вообще, в логистике в частности, важно уважение, возможность карьерного и профессионального развития, гибкий график», — комментирует руководитель кадрового агентства «Good People» Людмила Ганджа.

На нисходящий тренд количества кандидатов влияет два глобальных фактора.

Во-первых, на рынок выходит новое поколение, для которых деньги не являются определяющим фактором.

Им важна материальная база, но на первое место выходят условия труда — насколько комфортно оснащено рабочее место, как их поддерживают, развивают как профессионалов, какая инфраструктура у компании.

Эксперт в области дистанционной торговли Андрей Соколов согласен с коллегами в том, что ближайшие 7-10 лет будут трудными, так как компании входят в демографическую яму. Это ощущают европейские страны, американский рынок труда, где логистические компании вынуждены подключать внутренние военные ресурсы, чтобы обеспечивать перевозки и перемещение товаров.

Второй фактор заключается в буме электронной коммерции. Дальнобойщики проводят за рулем по 30-45 дней без семьи и вне дома. А онлайн-бизнес и многие современные компании  предлагают гибкий график, удаленный формат работы, возможность совмещать обучение и профессию. Кроме того, на дальнобойщиков оказывает сильное влияние всплеск спроса на водителей внутригородской доставки, так как работа на малых дистанциях не требует от сотрудников отрыва от семьи на продолжительный период времени. Для выравнивания ситуации нужны экстрамеры, считают эксперты отрасли, вплоть до поддержки разработок беспилотных грузовых машин на дорогах. Современная молодежь выбирает те компании, где есть возможность свободного графика, личностной реализации, роста.

Мобилизация

На кадровый дефицит оказывает сильное влияние происходящее в стране. Как рассказывает Юрий Баранов, руководитель транспортно-логистической компании «Аривист-транс», мобилизация приводит к дефициту транспорта на внутрироссийских автоперевозках.

«Один из системно видимых моментов — сокращение количества водителей большегрузов в автопредприятиях страны. Это вызвано мобилизацией. Часть водителей увольняется и «ложится на дно» из-за опасений быть призванными, другую часть призывают (как говорят, водители с соответствующими категориями прав — одна из самых массово востребованных при СВО специальностей). В результате рынок получает такую ситуацию: машины есть, а управлять ими некому. Поэтому количество машин на линиях сокращается. История уже приобретает массовый характер, мы видим это по многим нашим подрядчикам-перевозчикам. Если тенденция продолжится, это может в ближайшее время привести как к дефициту транспорта на ряде направлений, так и к заметному росту ставок на автоперевозки», — подчеркивает Юрий Баранов.

Способы привлечения кандидатов

Логстические компании стараются стабилизировать ситуацию, чтобы хотя бы замедлить отток сотрудников и кандидатов. Какие есть способы для этого:  

  • Ищите уникальные инструменты работы с сотрудниками. Повышайте лояльность.

 «Каждый работодатель уникален, и нужен индивидуальный подход. Пришло время, когда каждая компания будет искать свои инструменты работы с сотрудниками на рынке труда. Может быть, для малой компании будет достаточно просто хорошей коммуникации с 3-5 водителями, чтобы заработать их лояльность», — говорит Леонид Христенко. Большая компания должна разрабатывать свои, более глобальные инструменты мотивации.

«Для этого сначала стоит провести опрос среду сотрудников и кандидатов, можно анонимный, который позволит выявить главные мотивирующие факторы – что же важно людям, на что они обращают внимание, что хотят получить от компании», — советует Леонид Христенко.

  • Делайте ставку на нематериальные ценности.

Нужно выделить и распаковать шкатулку нематериальных ценностей, собрать их воедино, понять и транслировать на рынке работодателей.

 «Нужно развернуться к водителю лицом, — говорит эксперт. — Несмотря на масштаб перевозчика, важно ценить работу водителя, окружать его заботой и вниманием, оказывать ему лучший сервис».

Если компания позаботится о водителе, то он позаботится и о транспортном средстве, и о грузе, и о грузовладельце.

Возможно создать поддержку водителя в дороге 24/7: круглосуточная онлайн-связь с семьей, собственный видео-канал, выделение средств на качественное питание и адекватного времени на сон в дороге, забота о здоровье. Очень важно обеспечить комфортные условия и на точке выгрузки-погрузки, когда человеку предоставляют место отдыха, где он имеет возможность принять душ и привести себя в порядок. Места должны быть оборудованы для водителей, ведь они самые ценные в перевозке товара.

  • Правильно себя позиционируйте. Будьте гибкими и ориентируйтесь на ценности кандидата.
  • Учитывайте интересы молодежи. Ищите актуальные ресурсы привлечения молодых кандидатов.

Эксперты рынка труда отметили, что молодежь не участвует в профессиональных конкурсах, бывших востребованными ранее. «Конкурсы профессионального мастерства еще могут сократить текучку, но в случае с молодежью мы не попадаем в цель этим инструментов», — говорит Христенко.

Леонид Христенко отметил, что действия внутри компании никак не влияют на то, что происходит с рынком вовне. Конкурс — это специфический инструмент для определенной аудитории, возраста и склада характера. Сейчас же важно работать во вне, формировать свою аудиторию. «Выход один —  популяризировать профессию на рынке, работать со школами, с учебными заведениями, обучать молодых ребят с помощью технологий виртуальной реальности». А главное — делать это быстро.

  • Повышайте престиж профессии.

Логистическим компаниям следует изучать тренды рынка труда, показывать профессию дальнобойщика так, чтобы привлечь внимание молодежи. Важно научиться продавать саму профессию, а для этого надо мыслить масштабно.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. «Мы находимся в реперной точке, когда маркетинг должен быть полностью развернут. Важно работать не на внешнее привлечение кандидатов с рынка, а полностью развернуть историю, то есть заниматься работой внутри команды, внутри компании – понижать уровень текучки, стать более привлекательным работодателем», — говорит господин Христенко.

Как соглашаются между собой эксперты, глобальная цель — совершить переворот, чтобы притягивать таких водителей, которым компания будет интересна как работодатель не только по зарплате, но и дополнительными ценностями, условиями труда. Только в этом случае компания сможет выбирать сотрудников на этом рынке.