В последнее время отчетливо видны предпринимаемые государством меры, направленные на борьбу с так называемыми «перегрузами» автомобилей. Связано это с необходимостью продления сохранности дорожного покрытия и повышения безопасности дорожного движения. 

На крупных автомагистралях появляются автоматические комплексы весового и габаритного контроля, которые помогают сотрудникам Федеральной службы по контролю в сфере транспорта определять в автомобильном потоке транспортные средства, движущиеся с превышением максимально допустимой массы или предельно разрешенной нагрузки на ось. 

Какие существуют проблемы и сложности перегруза автомобиля по вине грузоотправителя, рассказали основатель SCM Академии Артем Рогов и эксперт по цепям поставок Александр Смагарев. 

В соответствии с пунктами 1-6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, ответственность за превышение предельно допустимой массы транспортного средства либо предельно допустимой нагрузки на ось транспортного средства, применяется к водителю, должностным лицам, ответственным за перевозку и к организации-перевозчику. 

Размер штрафа при фиксации нарушения с помощью средств, имеющими функции фото- и видеосъемки, равняется нижней границей штрафа на организацию. Штраф в таком случае накладывается на владельца транспортного средства. 

— На ком лежит вина за перегруз ?Какие существуют штрафы за перегруз и с какими другими проблемами сталкивается грузоотправитель?

— Грузоотправители часто превышают массу потому, что не хотят платить больше за перевозку, что логично с их финансовой точки зрения. Иногда в перегрузе может и не быть злого умысла — просто нет инструмента контроля или невнимательность сотрудников. Например, в стандартную фуру может войти 33 паллета, однако полная загрузка грузовика приведет к серьезному перегрузу — чтобы не допустить перевес, погрузку осуществляют практически на глазок. 

На российском рынке очень мало программного обеспечения, интегрированного со складом и имеющего четкое представление о весе грузов на каждом паллете, а также использующего не только алгоритмы составления маршрутов, но и сложный механизм учета веса паллет и конфигурации транспортных средств с весами осей. В моей практике был опыт по адаптации программного решения под требование нагрузки по осям. Однако, диспетчер из-за необходимости ведения данных по развесовке тягачей и полуприцепов различных перевозчиков и корректного их использования при составлении маршрутов, практически его не использовали именно по причине низкой ответственности. 

Как показала практика, для склада проще иметь схемы загрузки с учетом параметров паллет и грузовиков с полуприцепами. А самое главное — помнить, что перегрузы чаще всего бывают на заднюю ось тягача (особенно если он двухосный), реже — на переднюю ось полуприцепа. 

Если вы грузите рефрижератор, то при прочих равных условиях у него передняя часть полуприцепа уже тяжелее на 300-400 кг из-за холодильной установки. Чтобы не перегрузить ТС, ставьте в начало более легкие паллеты или посередине по одному в ряд, чередуя с парами для большей устойчивости. 

Стремление все вместить в машину, чтобы транспортировать груз одной «ходкой», часто приводит не только к быстрому износу дорожного покрытия, но также и к авариям. По факту штраф за перегруз должны оплачивать все стороны: отправитель, получатель и перевозчик. На деле платит только перевозчик и грузоотправитель. 

Наложение штрафа на одну из сторон договора перевозки не устраняет ответственность другой стороны.

— Кто должен платить штраф за перегруз?

— Если штраф был оформлен инспектором, то в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ ответственность за перегруз несут: 

  • Водитель, непосредственно управлявший ТС; 
  • Должностное лицо организации — человек, выпускающий машину в рейс; 
  • Юридическое лицо — организация или индивидуальный предприниматель, чей транспорт перевозил груз; 
  • Грузоотправитель, если при погрузке им были нарушены весовые нормы. 


Если нарушение зафиксировано автоматическими камерами, то отвечать будет только собственник транспортного средства. Сумма штрафа одинакова для ИП, физических и юридических лиц собственников ТС.


По данным ассоциации «Грузавтотранс», за 2019 год размер единоразового штрафа за нарушение весового контроля в России в среднем равнялся 150 тыс. рублей. Оплата штрафа влечет непредвиденные расходы для собственника автомобиля, который, как правило, лично сам ни в чем не виноват: погрузку и перевозку не осуществлял и недоумевает, почему он должен платить. 

Размеры штрафов за перегруз в 2020 году

В соответствии со статьей 12.21.1 КоАП РФ нарушение норм влечет наказание в виде штрафа или лишения права управления автомобилем. 

— Какие еще последствия могут быть за перегруз автомобиля?

— Безусловно, это повреждение груза и чаще транспортного средства. Решением этой проблемы может стать желаемое всеми перевозчиками разделение ответственности за возможный перегруз между всеми сторонами. 

Более 70% компаний-перевозчиков сталкиваются с получением штрафов за перегруз, даже если машина загружена по норме. Виной разные виды сбора данных с пунктов весового контроля. Зачастую показания одного и того же автомобиля на разных пунктах (встречаются стационарные пункты, автоматические, автоматизированные и передвижные, прим. ред.) разнятся, а иногда грузоперевозчикам поступают предложения о «решении» вопроса нелегальным путем. 

Другим решением может быть размещение у грузоотправителей стационарного пункта весового контроля с программным обеспечением, которое могло бы выдавать по итогам взвешивания официальный документ, который бы принимался как основание, что загрузка осуществлена по всем правилам. Однако, это недешево и сложно в реализации. 


— Какой совет можно дать участникам процесса перевозки?

  • Знать и соблюдать правила перевозки тяжеловесных грузов;; 
  • Грузить ТС, строго соблюдая нормы, установленные законодательством; 
  • Надежно закреплять груз в кузове, чтобы он не мог сместиться;
  • Также установить на полуприцеп бортовые датчики нагрузки, чтобы иметь постоянный контроль осевых нагрузок. На новых тягачах отдельных производителей датчики уже установлены и соединены с информационной системой для получения сигналов о перегрузе;
  • Включать в текст договора пункт следующего содержания: «Погрузка должна производиться грузоотправителем равномерно в соответствии с требованиями ГИБДД и дорожной службы, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами». Наличие такого пункта поможет упростить процесс взыскания убытков с недобросовестных грузоотправителей, так как выявленный перегруз автоматически будет нарушением условий договора.

— В каких случаях можно обжаловать наложенный штраф за перегруз?

— Сложившаяся судебная практика в стране показывает, что суды в большинстве своем удовлетворяют иски ГИБДД к нарушителям весовых нагрузок, но бывают прецеденты, когда удавалось обжаловать штраф за перегруз.

Когда возможно обжаловать штраф:

  • Грузоотправитель может обжаловать штраф, если на пути следования автомобилем было пройдено несколько взвешиваний, первое из которых не выявило перегруз по осям. Значит, в пути произошло смещение груза, но при погрузке осевую нагрузку распредели правильно, и грузоотправитель не нарушил нагрузки на ось. 
  • Если перевозка осуществлялась для личных нужд, и собственник может это подтвердить соответствующими документами. В этом случае штраф будет переквалифицирован на физическое лицо;
  • Собственнику ТС может обжаловать штраф, если его машина передавалась в аренду другому лицу по договору. В этом случае ответственность несет тот, кто арендовал транспортное средство, это закреплено в ст. 2.6.1 КоАП РФ.
  • Перевозчик может обжаловать штраф в случае, если машина была загружена сыпучим или наливным грузом, а штраф получен за перегруз по осям. Песок, камень, жидкости никак не закреплены в кузове, и водитель не может контролировать их перемещение. В таких делах суд может пойти навстречу и отменить постановление ГИБДД ввиду отсутствия состава правонарушения.

Текст Марина Сипатова

Фото pixabay.com