С 29 мая вступает в силу запрет на регистрацию товарных знаков, которые вводят в заблуждение покупателей относительно места производства товара. По мнению авторов инициативы, нововведение должно помочь региональным производителям и потребителям.
Разбираемся с Курбатовой Екатериной, руководителем Центра Сертификации Ростест Урал, в необходимости регистрации товарного знака.
В отличие от создания торговой марки, служащей «визитной карточкой» для узнаваемости производителя и реализуемого товарного ассортимента среди аналогов, регистрация товарного знака – выдача «паспорта» бренду, оформленному на имя единственного правообладателя. Прохождение регистрационной процедуры в патентном ведомстве дает юридическую защиту объекту от несанкционированного доступа и разграничивает делегированные полномочия с конкурентами при использовании.
Определение и виды товарных знаков
В правовом сегменте признаваемое для индивидуализации товаров хозяйствующих субъектов исключительное право удостоверяется Роспатентом официальным документом – свидетельствам о регистрации товарного знака (ст. 1477 ГК РФ). Во избежание отказа избранное обозначение должно обладать неповторимыми отличительными признаками от аналогов и соответствовать установленному перечню (ст. 1482 ГК РФ), включающему допустимые виды:
- изобразительные – взятые за основу рисунки или графические изображения без сопровождения текстом;
- текстовые – шрифтовые композиции брендов или сведений альтернативного содержания без нанесения графики;
- цветовые либо звуковые – вызывающие ассоциации с помощью музыкальных аккордов и применения определенной гаммы цветов;
- объемные – символизирующие изображение продукции в трехмерном пространстве;
- комбинированные – комплексные сочетания элементов нескольких видов.
Незарегистрированный бренд – это всего лишь набор картинок, аккордов или символов, которыми может воспользоваться любое заинтересованное лицо для продвижения собственной продукции к потребителю. Индивидуализация логотипа без прохождения процедуры регистрации безынтересна покупателю, поскольку не может юридически выступать гарантом качества, а продаваемую продукцию защитить от подделки.
Преимущества регистрационного процесса
По букве закона владелец не обязан регистрировать торговую марку, однако прохождение процедуры защищает от несанкционированного использования и подражания на протяжении десяти лет с возможностью пролонгации исключительного права бессчетное количество раз. Свидетельство о регистрации товарного знака дает правообладателю:
- Безопасность и защиту от вмешательства плагиаторов. Любые попытки имитации и использования без разрешения владельца конкурентами квалифицируются противозаконными действиями с привлечением нарушителей к ответственности. Контрафактная продукция извлекается из оборота с начислением финансовых санкций, а собственник вправе претендовать на компенсацию упущенной выгоды, возникшей вследствие реализации лицами, неуполномоченными на распространение объектов интеллектуальной собственности.
- Расширение спектра возможностей. Помимо размещения логотипа на ассортименте, упаковке, ярлыках и товарно-сопроводительной отгрузочной документации сведения о регистрации товарного знака вносятся в таможенный реестр для контроля импорта и экспорта, а также фиксируются для участия в выставках, проводимых внутри России и за рубежом. Компания приобретает ценность для потенциальных инвесторов, и способность привлечь новые вложения в занятую нишу бизнеса.
- Способ извлечения пассивного дохода. Владелец может отчуждать и передавать по лицензионным договорам полученные права во временное пользование сторонним лицам за вознаграждение, определяя сумму платежей и срок передачи. В обязанность лицензиату вменяется обеспечение качества самостоятельно изготавливаемой и реализуемой продукции под контролем лицензиара (п. 2 ст. 1489 ГК РФ).
- Улучшение балансовых показателей. Собственник вправе в бухгалтерском учете создать объект нематериальных активов с начислением амортизации и постепенным переносом стоимости на изготавливаемую продукцию. Включение в уставный капитал – дополнительное капиталовложение, поднимающее уровень платежеспособности и ликвидности.
- Подъем престижа. У контрагентов и покупателей формируется разное отношение к экономическому субъекту, «раскручивающему» незарегистрированную торговую марку и имеющему официальную «отметку» Роспатента о неповторимости реализуемых товаров или услуг. Обладатель исключительного права может оповещать сторонних лиц о правовой защите на территории РФ путем размещения рядом с зарегистрированным брендом знака охраны (ст. 1485 ГК РФ).
Официального требования о регистрации товарного знака на законодательном уровне не существует. Каждому субъекту предпринимательства предстоит принять самостоятельное решение о значимости регистрационного процесса в финансово-хозяйственной деятельности. Однако исключительное право, документально подтвержденное Роспатентом, повышает перспективы развития бизнеса посредством предоставления гарантированной защиты от плагиата, практически аннулирующей предпринимательские риски в виде негативного воздействия недобросовестных конкурентов.