По данным Исследовательского центра сервиса Зарплата.ру, 10% россиян готовы уволиться с работы, если руководство будет настаивать на вакцинации от коронавируса. Среди основных причин отказа от вакцинации респонденты называли страх перед последствиями для здоровья, а также отсутствие веры в эффективность прививки.

Однако по факту, ни одна опрошенная нами компания не сообщила о принуждении сотрудников к вакцинации, а многие представители транспортно-логистических компаний отказались от комментариев.

Разбираемся, мотивируют ли работодатели сотрудников к вакцинации и законно ли это.

Мария Синицына, директор по развитию АКГ «НВК»:

Поскольку наш коллектив не очень большой (до 50 человек), доступ к общению руководства с каждым сотрудником организовать несложно. Мы не применяли никаких материальных стимулирующих мер, не давали дополнительных выходных и отпускных дней.

Руководство компании приняло решение вакцинироваться еще в начале весны. К этому моменту переболели немногие. В нашей компании обошлось без крайне тяжелых случаев протекания болезни, но были случаи госпитализации.

С самого начала мы соблюдали все рекомендованные меры предосторожности и берегли своих сотрудников. Записывали для них и клиентов информационные видео о том, как грамотно юридически перевести штат на дистанционную занятость, какие при этом права и обязательства у работников и работодателей. Сохраняли контакт с сотрудниками в период изоляции, после частичного снятия ограничений провели меры по комфортному возвращению в офис.

Нам не требуется принуждать к вакцинации. Есть меньшинство, которое еще не «созрело». Я думаю, причина в страхах и недостатке информации.

Пресс-служба DPD в России:

Мы не ведем статистику по проценту вакцинированных сотрудников, но работники, сделавшие прививку, у нас, безусловно, есть. Кто-то озаботился вакцинацией еще до Нового года, кто-то поставил прививку в начале 2021, а кто-то записался сейчас. В компании регулярно проходит сдача ПЦР и тестирование на антитела бесплатно для сотрудников.

Что касается работы в условиях пандемии, то самым важным стало обеспечение безопасности клиентов и персонала. DPD регулярно закупает средства индивидуальной защиты и дезинфицирующие средства для сотрудников и строго следит за тем, чтобы все курьеры использовали маски и перчатки. В прошлом году в общей сложности было закуплено около 400 тысяч средств защиты и потрачено свыше 15 миллионов рублей.

В период роста заболевших была увеличена частота и интенсивность санитарной обработки всех помещений. Речь идет как об офисах, так и о терминалах, где осуществляется комплектация и хранение заказов, а также подготовка посылок к отправке. Все курьеры перед рейсом проходят обязательный медосмотр, сотрудники с температурой и признаками ОРВИ к работе не допускаются.

Сложнее всего в пандемию пришлось курьерам, мы столкнулись с резким ростом числа посылок. Опытные сотрудники умудрялись доставлять более 100 заказов за сутки, что в 2,5 раза превышает средние показатели до пандемии. Рекорд – 116 «стопов» за день!

Кирилл Александров, коммерческий директор ГК Аривист:

В нашей группе компаний руководство разделяет позицию, что вакцинация – это личный выбор каждого. Когда началась эпидемия весной 2020 года, мы моментально среагировали на новые обстоятельства – перевели большую часть сотрудников на удаленную работу, обезопасили пребывание тех сотрудников, которые вынуждены были приезжать в офис. Сейчас третья волна пандемии набирает обороты. Принципиальным отличием от прошлых периодов, является тот факт, что сегодня вакцинацией от Covid-19 может легко воспользоваться любой желающий. Поэтому мы считаем своим долгом дать больше полной информации сотрудникам, чтобы этот выбор их облегчить. Мы предоставляем информацию о возможных рисках вакцинации, но тем не менее активно поддерживаем их решение вакцинироваться, чтобы обезопасить как себя от вероятности тяжелого течения болезни, так и окружающих.

Транспортно-логистическая отрасль, в которой мы работаем, связывает все сферы бизнеса и жизни, поэтому, на мой взгляд, принципиально важно заботиться о здоровье сотрудников, чтобы это не стало причиной для разрыва цепочек поставок.

Светлана Емельянова, управляющий партнер компании ШАГ Консалтинг:

Общий настрой компаний в отрасли, как мы можем наблюдать, не идти на конфликт с персоналом. Хотя сейчас работодатели стали «крайними». Бизнесмены оказались между «молотом и наковальней», между требованиями властей и сотрудниками своих компаний. Фактически владельцы бизнесов должны решить для себя вопрос: будут ли они спасать собственный бизнес или хотят остаться приверженцами свободы выбора каждого сотрудника?

В первом случае им придется заставлять людей вакцинироваться и не пускать на работу тех, кто этого не сделал. Во втором же — очевидный риск штрафов или даже закрытия бизнеса. Печально, что тяжесть непростого внутреннего выбора сопровождается еще и искусственно созданным конфликтом работников и работодателей.

Конечно, части предпринимателей хочется оправдать себя тем, что, давая возможность бизнесу существовать, они дают работу. Другая часть — искренне принимает требование всеобщей вакцинации. Но есть и такие, для которых личная свобода — важнейший приоритет, и они уважают право любого человека на принятие собственного решения.

Мы видим, что большинство бизнесменов в настоящий момент выбирает путь спасения своего бизнеса. Они готовы разъяснять и убеждать своих сотрудников сделать прививки, но будут соблюдать требования властей, даже идя против базовой ценности личной свободы.

Александр Высоцкий, «Школа Владельцев Бизнеса» и «Business Booster»:

— У меня сотрудники работают по всему миру. Физические офисы есть в Москве, Новосибирске, Алматы, Киеве, Тайване и Нью-Йорке. Тенденция мотивировать сотрудников вакцинироваться прослеживается во всех странах. Например, на Тайване вакцинация является обязательной для каждого жителя, и работодатель просто не может на это повлиять, работают только вакцинированные.

В России ввели обязательную вакцинацию для всех в сфере услуг. На мой взгляд, каждый должен сам принять решение делать прививку или нет. Потому мы всех сотрудников отправили работать удаленно, в офис приходят только те, кто вакцинировался.

Многие мои сотрудники пошли на вакцинацию по собственному желанию, чему очень рад. Давить на людей не целесообразно. Каждый здравый человек хочет уйти от ограничений, а сделать прививку за пять минут легче, нежели остаться без работы, перестать ходить в рестораны или путешествовать.

Анастасия Зенцова, HR-консультант в области транспортно-логистических компаний ARLine:

— С точки зрения законодательства ограничивать право человека на труд обязательством сделать прививку противозаконно. И чрезвычайная ситуация, которая перечеркивает действие основных законодательных актов, на сегодняшний день в России еще не объявлена.

С другой стороны, безусловно, эпидемиологическая ситуация в стране и мире пугает людей или, как минимум, настораживает. Но мы живем в век господства информации, и ей нужно уметь пользоваться: читать, передавать, обновлять, оценивать, анализировать.

Прививки – это неоднозначный медицинский процесс, который может влиять не только на состояние организма здесь и сейчас, но и в будущей перспективе. Перед прививкой обязательно нужно консультироваться со своим лечащим врачом, так как, как говорят врачи, абсолютно здоровых людей не существует — есть плохо обследованные. Поэтому обязывать всех делать прививку — это и негуманно, и противозаконно. Пока мы живем в обществе, где люди имеют право на труд.

До сведения россиян также не доведено, что прививка — не панацея. Если вы вакцинировались, это не значит, что можно расслабиться и перестать соблюдать элементарные нормы гигиены, посещать в болезненном состоянии общественные места. В любом случае должны сохраниться все те же меры безопасности и предосторожности с уважением к окружающим.

Я понимаю государство, которое всеми способами старается не допустить развитие эпидемии и осложнений, облегчить жизнь и труд медиков, которые опять оказались на передовой, и ускорить процесс массовой вакцинации, чтобы процент вакцинированных доходил до 60-70 и даже до 90, как уже во многих странах. Но я за качественный подход, за подробное разъяснение, за проведение разъяснительной работы. Надо четко рассказать своим сотрудникам, что дает прививка, от чего она избавляет, а какие ограничения останутся неизменными. Нужно принять то, что по-прежнему уже не будет.

Текст Марина Сипатова