мнение эксперта
Ужесточение контроля за кодом ТН ВЭД
Классификация по ТНВЭД всегда была головной болью участников ВЭД. От кода зависит размер пошлины, а значит размер таможенных платежей, необходимость сертификации товаров, возможность получения преференций и даже возможность принятия заявленной таможенной стоимости с учетом системы управления рисками ФТС.

Антон
Кулиш
Руководитель АНО "Центр заключений и экспертиз ВЭД"
Сама Товарная номенклатура является крайне сложной гармонизированной системой описания и кодирования товаров. Существуют шесть Основных правил интерпретации, Пояснения и Примечания к ТН ВЭД. Во всем этом невозможно разобраться без необходимой подготовки и опыта работы. Постоянно возникают спорные и противоречивые ситуации. При чем не только при классификации новых товаров, но и при пересмотре уже сложившейся практики декларирования. А таможня, будучи в первую очередь фискальным органом, трактует все неоднозначности в сторону большей таможенной пошлины.

По классификации проблемы могут возникнуть уже на этапе декларирования товаров в рамках системы управления рисками. Таможня запрашивает подробное описание товара, документы от производителя о составе, материале, назначении. Как правило участники ВЭД располагают такой информацией в минимальном количестве. И после предоставлении ответа таможня либо подтверждает заявленный код, либо, если считает, что сведений недостаточно, предлагает внести обеспечение уплаты таможенных платежей для выпуска товара. Иногда инспектор назначает таможенную экспертизу с целью установления всех сведений, необходимых для классификации.

Для уменьшения вероятности выпуска под обеспечения и/или назначения таможенной экспертизы с отбором проб, необходимо заранее проработать вопрос классификации с профессиональными аналитиками и подготовить документы, однозначно свидетельствующие о правильности выбранного кода ТН ВЭД.

Подтверждением заявленного кода ТН ВЭД является выпуск декларации или принятие решение по результатам дополнительной проверки. Однако это далеко не гарантия, что вопрос больше не поднимется, так как таможенный контроль возможен по законодательству в течение трех лет после выпуска ДТ.
Сейчас одной из главных причин ужесточения контроля за кодом ТН ВЭД является смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска ДТ.
На первый взгляд может показаться, что при перестановке факта контроля с момента ввоза на более поздний срок ничего не изменилось, однако в результатах есть принципиальное отличие - запас времени на таможенную проверку после выпуска у инспектора 3 года. За это время инспектор успевает получить данные из налоговой службы, из банка, от своих коллег из-за границы как товар декларировался на экспорт, от поставщика о технических характеристиках, от перевозчика товара, от конечного покупателя на территории Союза и даже выехать на склад, где хранится товар с целью проведения экспертизы. Всю эту информацию таможня может использовать для изменения решения по выпуску товара для внутреннего потребления: изменить код ТН ВЭД и доначислить таможенные платежи. Сопутствующие проблемы могут выразиться в заведении дела об административном нарушении, если таможня установит факт недостоверного или неполного описания товара при декларировании, повлекшего неуплату таможенных платежей. Штрафы за такие правонарушения предусмотрены в сумме от половины до двукратного размера неуплаченных платежей. Самый неприятный сценарий возможен с рассмотрением вопроса об уголовной ответственности за уклонение от уплаты платежей.

Сколько может стоить некомпетентность?
К примеру, был случай, когда таможня запросила документы по выпущенному товару. В компании-импортере к этому запросу не подошли с полной серьезностью – на вопрос ответил технический специалист, не компетентный в таможенных вопросах, что в результате привело к судебному разбирательству и доначислениям в размере 6 млн рублей.
Главная проблема таможенных проверок после выпуска – это плановые показатели по собираемости платежей, установленные ФТС. К примеру, у одной из крупнейших таможен страны он составляет 1 миллиард рублей в год. И понятно, что инспектора ОТКПВТ с целью достижения результатов ставят под сомнения правильность классификации при декларировании.

Дополнительное осложнение возможно из-за некомпетентной проверки кода ТН ВЭД инспекторами таможен и таможенных постов, вызванной с повсеместной сменой поколений в таможенных органах. По неопытности, инспекторы могут не заметить каких-то особенностей товаров, влияющих на код ТН ВЭД, или же особенностей применения тех или иных товарных позиций. В таком случае, компаниям необходимо обращаться с жалобой в вышестоящий таможенный орган – региональное таможенное управление.

Лучшей подстраховкой от переклассификации является получение предварительного классификационного решения, которое выдает РТУ. К сожалению, сколько бы ФТС не старался наладить работу в данном направлении, на практике получить ПКР довольно сложно. Проблема кроется в сложности формы подачи, в дополнительных запросах, на которые иногда практически невозможно ответить, а также в сроках получения решений.
Результатами ужесточения контроля за классификацией по ТН ВЭД со стороны таможни является ежегодное увеличение судебных споров участников ВЭД с таможней. Основная сложность в таких делах – это заведомая расположенность судей к государственному органу, которую юристам тяжело побороть. И только понятные и логичные аргументы эксперта в области классификации помогают доказать суду неправомерность принятого решения таможенным органом. Поэтому в судебных делах по классификации без качественной классификационной экспертизы просто не обойтись.

Профессиональные эксперты помогут исследовать товар с целью определения всех характеристик, влияющих на классификацию по ТН ВЭД. Готовое заключение будет содержать подробное обоснование со ссылками на основные правила интерпретации, пояснения и примечания к ТН ВЭД, с использованием ГОСТов и технических регламентов, с анализом практики декларирования, с изучением принятых предварительных решений ФТС, Евразийской экономической комиссии и Всемирной таможенной организации.

Заключение независимой экспертной организации поможет участникам ВЭД отстаивать свою позицию в спорах с таможенными органами как при таможенном оформлении, так и при проведении проверки после выпуска. Четкое обоснование правильности заявленного кода ТН ВЭД поможет инспекторам обратить внимание на факты, которые они могли упустить.
Фото Pixabay.com

Как временные ограничительные меры от Роспотребнадзора влияют на бизнес

Поезда будут отправляться один раз в неделю от станции Санкт-Петербург-Финляндский.

Евгений Кошкаров о том, почему лучше передавать ведение ВЭД профессионалам

Уральский ЦЭД станет единым центром оформления всех радиоактивных материалов, ввозимых на территорию РФ

Экономический кризис и состояние нестабильности, вызванные пандемией коронавируса, сказываются на рынке коммерческих автомобилей

Погрузка на сети российских железных дорог по итогам 2020 года составила 1 млрд 243,6 млн т, что на 2,7% меньше