На данный момент в отношении России из-за военной операции введено самое большое в мире количество различных санкций и рестрикций (около 20 000). Публикуем выдержки из доклада спикера Невского Форума Марии Колупаевой, генерального директора АНО «АНО «Центр заключений и экспертиз ВЭД», о влиянии санкций на российских участников ВЭД.
Мария Колупаева, генеральный директор АНО «АНО «Центр заключений и экспертиз ВЭД»
Последствия, с которыми столкнулись импортеры за последние два года:
- Попадание товаров в санкционные списки Европы и Америки и сложности с их закупками;
- Уход крупных линий и перевозчиков из России, отсутствие свободных контейнеров и вынужденное построение новых маршрутов доставки;
- Запреты на проведение оплаты товаров в евро и долларах США для банков России;
- Нестабильный курс валют;
- Нагрузки на железную дорогу и невозможность ОАО «РЖД» справиться с объемами грузов;
- Отсутствие послабления таможенного контроля. (таможенная стоимость и агентские вознаграждения)
Российская Федерация в целях поддержания российского бизнеса и экономики страны запустила ряд мер поддержки.
Для участников внешнеэкономической деятельности в мерах поддержки государства выделяются можно выделить следующее:
- ПП 353 упрощение применения мер тех.регулирования при ввозе. Некоторые трактовки из Приложения № 18 п. 4 предлагалось перенести на уровень ЕАЭС. Упрощенная ДС.
- Упрощение подтверждения страны происхождения – использование копий при таможенном оформлении. Для некоторых видов преференций разрешили использовать копии на уровне ЕАЭС.
- Параллельный импорт.
- Упрощение в оформлении нотификации. Допускается оформление нотификации отраслевыми ассоциациями, в том числе Ассоциацией разработчиков и производителей электроники, Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий.
- Технологическое оборудование, комплектующие и запчасти к нему, а также сырьё и материалы для реализации инвестпроектов в важных для экономики секторах освобождены от уплаты таможенной пошлины при ввозе в страну.
В список включены 50 приоритетных видов деятельности, в отношении которых доступна льгота. Это растениеводство, производство лекарств, пищевых продуктов и напитков, бумаги, электрооборудования, компьютеров, транспорта, деятельность в сфере информационных технологий, телекоммуникаций, пассажирские перевозки, строительство, добычу нефти и газа. Позже в список добавили добычу угля, торфа, металлических руд, декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев, разработку гравийных и песчаных карьеров, обеспечение электрической энергией, газом и паром, а также кондиционирование воздуха. С августа 2023 года в перечень приоритетных видов деятельности для ввоза оборудования и материалов без уплаты таможенной пошлины внесены сфера спорта, отдыха и развлечений (деятельность, связанная со спортивными объектами, парками культуры и отдыха, тематическими парками).
Логистические риски
Отдельный блок рисков для участников ВЭД заключается в логистики. Главный риск в сфере логистики — срыв доставки из-за отсутствия судов/контейнеров, отказ перевозчика в самый неожиданный момент (введение санкций), невозможность выдернуть контейнер со склада в промежуточном порту. Жесткий дисбаланс импорта и экспорта привел к нехватке порожних контейнеров в Китае и увеличению стоимости транспортировки.
Морские линии с июня стали анонсировать General Rate Increase (GRI), то есть плановое повышение базовой ставки с определенной даты. Некоторые морские линии специально зедерживают выходы судов, чтобы дата выхода попала после введения GRI. Рынок нестабильный, новоиспеченные линии меняют правила ежедневно, что создает для бизнеса финансовую турбулентность и риск разрыва цепочек поставки.
- февраль — март 2024 — у клиентов начались проблемы с оплатами за товар;
- апрель — май 2024 — ужесточение по китайским банкам при любых оплатах, в том числе за логистику;
- май 2024 — со второй половины мая жесткая нехватка порожних контейнеров, задержки в отправках.
Если анализировать историю и тенденцию фрахтового рынка, то ставки идут в рост. На данный момент ставки повысились на 15 — 20 %, идет тенденция к дальнейшим увеличениям. По прогнозам эскпертов, к осени ставки вырастут вдвое. А новые маршруты развиваются не так быстро как хотелось бы бизнесу.
Как справлять с логистическими рисками:
- Работа с иностранными и российскими агентами, у которых свой парк SOC контейнеров — это позволяет выбирать линии, у которых есть место на судах;
- Перейти на международные автоперевозки (Китай — РФ, Китай — Узбекистан);
- Переговоры о лучших условиях под определенные слоты.
Финансовые риски
Проблема с прямыми платежами, не только в долларах США и евро, продолжает усугубляться не только за санкционные товары, но даже за обычные товары. Опасаясь вторичных санкций, многие иностранные компании отказываются от прямых контрактов с Россией не зависимо от товара. Это ярко иллюстрируют не всегда ровные отношения с Китаем. Если же товар в санкционных списках Евросоюза и США, Китай прямой платеж не принимает. В этом случае возможна работа через платежного агента с комиссионными.
Многие российские банки и сейчас утверждают, что проведут платеж в Китай без каких-либо проблем. Однако в некоторых случаях это чистое лукавство: со своей стороны деньги банк отправит, но дойдет ли он до адресата остается вопросом удачи. Повлиять на обработку платежа китайским банком российские финансовые институты не в силах.
У агентской схемы есть отложенный риск по части таможни. Поскольку такой платеж для таможни непрозрачен, отчего возникают вопросы к таможенной стоимости товара. На данный момент ситуация не обострена, но неизвестно, как она обернется для бизнеса, когда придет пора постконтроля.
Новый финансовый риск возник после включения Мосбиржи в санкционный список и прекращением торгов в долларах США и евро. К примеру, комиссию по агентскому договору обычно устанавливали ориентируясь на торги Мосбиржи.
Правовые риски
- Солидарная ответственность для таможенного представителя, работавшего с крупными иностранными компаниями, ушедшими из России. Дополнительные начисления по лицензионным платежам.
- Разная трактовка федеральных законов на местном уровне.
- Использование разных валют в контракте и при оплате. На этапе постконтроля могут возникнуть вопросы у таможенной службы о таможенной стоимости.
- Параллельный импорт из мер государственной поддержки не гарантирует, что правообладатель не подаст гражданский иск.