Особенности фармлогистики и доставки вакцины от COVID-19
Массовая закупка вакцины медицинскими учреждениями по всей стране уже началась. Но доставка подобной вакцины требует особых усилий.
В России зарегистрирована первая вакцина от коронавируса - «Спутник V». Она рекомендована для вакцинации групп населения, обладающих слабым здоровьем или вынужденных в силу профессии ежедневно контактировать с широкой аудиторией.

Массовая закупка вакцины медицинскими учреждениями по всей стране уже началась. Но доставка подобной вакцины требует особых усилий.
В период пандемии COVID-19 тема грузоперевозок в холодовой цепи обрела особую актуальность. Отмена авиасообщения и закрытие границ весной 2020 года вызвали повышение спроса на внутрироссийские перевозки препаратов от коронавируса и других отечественных медицинских средств и изделий индивидуальной защиты.
Разобраться в вопросах доставки вакцины против коронавируса нам помог Антон Просянов, операционный директор ГК РУС ЛОГ, специализирующейся на фармлогистики уже 10 лет.

Антон Просянов
Операционный директор ГК РУС ЛОГ
Ситуация усложнилась

Пандемия затронула почти все сферы деятельности, и логистика не стала исключением. Отрасль столкнулась с многочисленными барьерами. В итоге пришлось переосмыслить многие аспекты технологического процесса. И без того зачастую сложная цепь поставок по обширной географии страны потребовала серьезных коррективов.
«Мы понимали, что так как компания занимается доставкой лекарственных средств, вакцин, оборудования, мы не могли и не можем позволить себе существенно увеличить сроки поставки, - комментирует Антон Просянов. - Сложившуюся ситуацию можно сравнить с любым живым организмом, который в экстремальной ситуации находит в себе скрытые резервы».

Особенности логистики вакцин

Вакцины гораздо чувствительнее к соблюдению нужного температурного режима хранения и перевозки, чем таблетированные формы лекарственных средств. «Принимая во внимание географию нашей страны, вы вполне можете отправить груз, когда внешняя температура в города отправления находится в пределах 0 или +5, а в городе доставки до -40-50, - комментирует эксперт. — Это приводит к тому, что выбор термоконтейнера и транспорта для перевозки вакцин выходит на первый план».

Основная особенность вакцин заключается в том, что их ни при каких условия нельзя замораживать. Вакцина, которая была заморожена на том или ином этапе хранения или транспортировки, может не только перестать действовать, но и нанести вред человеку. Именно по этой причине, выбирая оператора логистических услуг в сфере здравоохранения, необходимо обращать внимание на наличие собственных специальных термоконтейнеров, которые позволяют обеспечить требуемый температурный режим перевозки независимо от внешних температурных условий.

Важна не только температура, но и свет, вибрации, влажность. Прерывание холодной цепи поставок способно обнулить все усилия, затраченные на разработку вакцин. Поэтому всем участникам цепи поставки необходимо следить не только за условиями транспортировки, но и хранения лекарственных средств на складах. Производители лекарственных средств обеспечивают необходимые условия. Сохраняются ли эти условия в конечных пунктах по всей стране вопрос открытый.

Фармацевтическая логистика характеризуется следующими основными положениями:
1) товародвижение осуществляется не только в экономической, но и в социальной среде;

2) характеристики товаров определяют специфику и условия перевозки;

3) товародвижение происходит в условиях сильной диверсификации фармацевтической продукции;

4) постоянное отслеживание сроков реализации и годности лекарственных средств.
«Спутник V»

Первая зарегистрированная вакцина от коронавируса «Спутник V» имеет достаточно строгие условия по температурному режиму хранения и перевозке. Она должна быть заморожена на всех этапах перевозки и хранения, и только перед непосредственным использованием может размораживаться - максимум 30 минут при комнатной температуре. Настолько жесткие требования обусловлены тем, что вакцина создавалась в экстремально сжатые сроки, в экстренном режиме, а клинические исследования и оценка стабильности при разработке лекарств в целом могут длиться годами. В данной ситуации такого количества времени не было, и все этапы тестирования ускорялись насколько это возможно, так как во главе угла стояла жизнь человека.

Доставка вакцин медицинским учреждениям, людям, институтам — это уже больше не бизнес, а социальная ответственность
Разница между вакцинами

На сегодня мы имеем вакцину, стабильность которой при нахождении при другой температуре изучена не до конца. С другой стороны, есть вакцина от полиомиелита, которая на различных уровнях холодовой цепи может находиться и при -20, и при +2-8. При этом она может быть повторно заморожена, то есть температурные границы более мягкие. Объединяет все типы вакцин тот факт, что нужно неукоснительно следовать требованиям по соблюдению температурного режима и другим параметрам перевозки: не переворачивать, не встряхивать, потому что все это может свести на нет все усилия и по производству, и по доставке жизненно важных лекарственных средств.

Персонал

Персонал, который работает над доставкой вакцины, должен быть строго обучен инструкциям и процедурам. Каждый сотрудник должен понимать, с чем он работает, цель данного лекарственного средства, от каких они заболеваний, и каких требований перевозки следует неукоснительно соблюдать. Сотрудник компании не просто координирует или организовывает перевозку груза, в котором находится лекарство: он отдает себе отчет в том, что он перевозит, наименование этих лекарственных средств, каким образом должна быть организована перевозка.

Исходя из довольно частых изменений в законодательстве, внутреннее обучение сотрудников должно носить непрерывный характер.

Компании, работающих сфере логистики, должны выделать ресурсы на сохранение здоровья сотрудников. Если врачи находятся на передовой, то сотрудники логистических компаний «сражаются» с вирусом в тылу, обеспечивая непрерывность поставок лекарственных средств и оборудования. Усиленные меры безопасности сотрудников, включающие СИЗы и тщательная обработка транспортных средств и контейнеров, перевозящих лекарственные средства – для ответственных логистических компаний вышли на первый план.

Как выбрать логистического партнера
Опыт. Один из основных критериев для компаний-производителей, дистрибуторов, которым нужен провайдер для перевозки хранения любых лекарств, в особенности вакцин. Сколько лет она представлена на рынке, какие сложные кейсы и задачи решала на протяжении работы, с какими организациями сотрудничает.

Гибкость. Умение компании адаптироваться также играет немаловажную роль, так как крупные клиенты, например, производители, имеют достаточно сложные внутренние бизнес-процессы, под которые нужно подстраиваться и реагировать незамедлительно.

Индивидуальный подход. Большим игрокам на рынке порой это дается чуть сложнее из-за сложной иерархии внутри компании. Бизнес-процессы в крупных структурах достаточно длительные.

Особенности медицинской логистики

Работая в медицинской логистике, нужно видеть конечной этап работы: получение лекарственного обеспечения населения, модернизация лечебно-профилактических учреждений с помощью современного диагностического оборудования. Только в этом случае подход становится живым. Большинство компаний, которые не специализируются на медицине, не воспринимают поставки лекарств и оборудования как нечто большее, чем просто перевозку грузов из точки А в точку Б.

В создавшихся условиях особенно важно находить подход к каждому клиенту, ставя во главу угла его комфортное взаимодействие с логистической компанией, как с поставщиком услуг, и качественное выполнение поставленных задач.
Текст: Марина Сипатова
Источник иллюстраций.

Оцениваем, как менялись грузоперевозки во время расцвета карантинных мер по миру

Исполнительный директор ГК «Транс-Бизнес» Игорь Остапчук о полученных уроках из пережитых экономических кризисов

Эксперт об усиление контроля за процедурами сертификации продукции и ввозе испытательных образцов

Руководитель отдела импорта сети гипермаркетов «Лента» Наталья Савкина о том, как эпидемия повлияла на цепи поставок сети

1–2 октября 2020 года прошла конференция «ТрансЛогистика Санкт-Петербург», ставшая универсальной площадкой для нетворкинга и профессионального диалога, обмена опытом и бизнес-инициативами между представителями транспортно-логистического рынка России.

В условиях кризиса, вызванного эпидемией коронавируса, основные мировые регулярные контейнерные перевозчики преуспели