Трансформация покупательского поведения меняет логистику. Заказов становится больше, объемы растут, но товары отгружаются более мелкими партиями. И это вызов для логистов – приходится перестраивать логистические цепочки. Как меняются грузоперевозки вслед за привычками покупателей, рассказали в транспортных компаниях «Скиф-Карго», «Деловые Линии» и 3PL-операторе NC Logistic.
Интернет-торговля незаменима в жизни потребителей, считают аналитики Data Insight. У онлайн-торговли масса преимуществ, от ассортимента и цен до доставки товаров на дом. По прогнозу компании, 2024 год завершится с ростом объемов продаж eCommerce на 36%. Это 10,7 трлн руб. в денежном выражении. Количество заказов увеличится более чем на 40% и превысит 7 млрд.
По данным ГК «Деловые Линии», в ТОП категорий товаров, доставляемых на склады маркетплейсов, традиционно входят одежда, инструменты, хозтовары, аксессуары, косметика и предметы гигиены. Но 2024 год отличается от предыдущих. Как рассказал заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев, перед новогодними праздниками компания уже доставила в 6 раз больше аквариумов, на 67% – швейной фурнитуры, чем в том же периоде прошлого года.
Логистический оператор ПЭК отмечает, в преддверии праздничных дней вырос спрос на доставку одежды — с начала ноября до середины декабря показатель увеличился на 67% год к году. Кроме того, россияне все чаще заказывают перевозку личных вещей – объем доставки увеличился на 10% год к году.
Как считает руководитель отдела клиентского сервиса ПЭК Игорь Коптев, это может быть связано с увеличением количества переездов по территории России, а также развитием внутреннего туризма.
Объемы грузоперевозок, в том числе поставки на маркетплейсы увеличиваются. Но, по мнению замгендиректора по логистике 3PL-оператора NC Logistic Артема Васканяна, рост, который участники рынка фиксируют относительно прошлого года, можно назвать искусственным. Он возник на фоне дробления логистических цепочек и интенсивного развития маркетплейсов.
«Современная модель потребления изменила характер покупок. Благодаря развитию интернет-торговли у людей исчезла необходимость планировать покупки на долгий срок. Частота покупок увеличилась, а средний объем товара за одну доставку уменьшился», – поясняет Артем Васканян.
Маркетплейсы дают возможность оформить быструю доставку и при необходимости сразу вернуть то, что не подошло. Такой формат приводит к большему числу мелких перемещений товаров по цепочкам поставок. Небольшой заказ каждого клиента требует отдельной логистики, что и приводит к искусственному увеличению общего объема доставок. Одна и та же единица груза может перемещаться туда и обратно. Часто один заказ разбивается на несколько мелких партий, которые везут разные курьеры. В итоге общий объем продукции, который перевозят логисты, не увеличивается, а число заявок на транспортировку растет.
При этом в «Деловых Линиях» заметили рост среднего веса одной поставки на маркетплейсы перед наступлением Нового года. В ноябре 2024 года показатель вырос на 40% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Это коррелируется с трендом на прирост перевозок крупногабаритных грузов и с новой привычкой российских потребителей покупать на маркетплейсах даже мебель и крупную бытовую технику. Как показало исследование международного сетевого коммуникационного агентства OMD, продажи в категории «бытовая техника» на Wildberries за год (2024 к 2023) выросли на 80%.