КНР остается самым востребованным направлением доставок в Россию. Но в начале 2025 года отмечается рост поставок из других регионов, ранее не входивших в топ популярных. Об этом рассказали компании СДЭК, «Скиф-Карго» и «Деловые Линии».

По данным Федеральной таможенной службы, внешнеторговый оборот России в 2024 году составил $716,9 млрд и по сравнению с 2023 годом возрос на 0,9%. Причем импорт сократился на 0,8% – до $283 млрд. 

Откуда: топ импортных направлений

В ведомстве подсчитали, основными торговыми партнерами России в 2024 году были страны Азии. На них пришлось почти 73% товарооборота. Логистические компании подтверждают, самым популярным международным направлением остается Китай. Так, у ГК «Деловые Линии» на поставки из КНР пришлось 80% всех импортных автоперевозок.

«В 2024 году спрос на импортные автоперевозки увеличился на 70% год к году, в основном благодаря росту доставок из Китая», – отмечает заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев.

По информации старшего менеджера по коммуникациям СДЭК Анастасии Катковой, доставка из Китая в Россию остается одним из самых популярных направлений, на его долю приходится 30% ото всех международных перевозок СДЭК.

По версии федеральной транспортной компании «Скиф-Карго», маршрут Китай – Россия возглавил топ-3 пользующихся наибольшим спросом направлений доставки.

Среди других популярных направлений транспортные компании называют поставки из Турции, Беларуси, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана и Абхазии.

Что: популярные категории импортных товаров

По словам коммерческого директора компании «Скиф-Карго» Михаила Коптева, из Турции в Россию поставляются продукты питания, текстиль, строительные материалы, а из Беларуси и Казахстана – оборудование, автозапчасти, химическая продукция.

По данным СДЭК, в тройку популярных направлений также вошли США и Европа, 

Россия, на них приходится 30% и 20% общего объема международных поставок компании, соответственно. Причем, в основном компания доставляет ТНП и одежду.

Дмитрий Хрущалев отмечает, самыми востребованными категориями товаров в международных перевозках в 2024 году стали запчасти, оборудование (промышленное и складское), комплектующие, электрооборудование и электроника. Например, из Китая перевозят промышленные товары и товары повседневного спроса.

Михаил Коптев подчеркивает, из Китая в Россию доставляются не только товары народного потребления (ТНП) и текстиль. Существенная доля поставок приходится на электронику.

2025: Китай и новые направления

По данным ГК «Деловые Линии», за первые месяцы 2025 года ситуация по популярным направлениям не изменилась. Основную долю в импорте также составляют доставки из Китая.

По словам Михаила Коптева, в первые месяцы 2025 года изменений в списке самых популярных направлений доставок не произошло. Но в компании отмечают рост объемов поставок из Индии и Вьетнама. Так, основные категории, которые завозятся из Индии в Россию, это фармацевтические препараты и текстиль. Из Вьетнама – все та же электроника и мебель.

«Прогнозируется рост поставок из Индии и Вьетнама в Россию из-за увеличения производства и диверсификации поставок», – подчеркивает Михаил Коптев.

Анастасия Каткова (СДЭК) считает, топ популярных направлений доставок в 2025 году сохранится. Это Китай, США и Европа. Такой прогноз связан с тем, что, китайско-российское направление продолжает оставаться ключевым в 2025 году. Компании, для которых российский рынок является основным, активно адаптируются к новым условиям и ищут пути для продолжения сотрудничества. Направления из США и Европы сохраняют свою значимость, несмотря на то, что требуются более сложные логистические решения в связи с санкционными ограничениями.

Но есть тренд на увеличение доли поставок из страны MENA (около 20 государств Ближнего Востока и Африки).

«Страны MENA становятся важным альтернативным маршрутом благодаря развитию транспортного коридора “Север-Юг” и активизации торговли через Каспийский бассейн», – отмечает Анастасия Каткова.

Например, из ОАЭ (входит в MENA) в Россию экспортируют ювелирные изделия, пластмассы и полимеры, электронику и бытовую технику, а также фрукты и овощи.

На географию поставок влияет и развитие логистических цепочек. Например, для маршрутов из Китая и Вьетнама используется мультимодальная доставка: контейнерные грузовые суда, железнодорожный и автомобильный транспорт. Из Турции – авто и воздух. Из Казахстана и Беларуси грузы доставляются авто- и железнодорожным транспортом, а также по воздуху.