С 1 апреля началось планомерное введение обязательной маркировки пива и пивной продукции идентификационными средствами — двухмерными кодами DataMatrix. С их помощью и специальной системы «Честный Знак» возможно отследить реальный оборот товаров и бороться с подделками.
Курбатова Екатерина, Руководитель Центра Сертификации Ростест Урал
В период с 01.04.21 по 28.02.23 г. проводился эксперимент, когда проверялась реализация процесса и актуальность его введения для заявленной продукции.
Так, 30 ноября 2022 года было утверждено ПП РФ №2173, в котором прописаны все правила и порядок осуществления маркировочного процесса для слабоалкогольных напитков, в том числе пива.
Для чего это нужно?
Необходимость введения обязательной маркировки назрела уже давно. На сегодняшний день в Российской Федерации около 5-12% всего рынка пива занимает нелегальная продукция. Это наносит федеральному бюджету весомый удар в размере порядка 22 миллиардов рублей. После введения данной маркировки для каждого вида слабоалкогольных товаров население страны сможет самостоятельно проверять оригинальность продукции, а государство получит дополнительные налоговые платежи.
Коды DataMatrix уже наносятся на упакованную воду, молочные продукты и другие товары.
Для оперативной проверки товаров на подлинность существует мобильное приложение «Честный ЗНАК», которое можно установить хоть на iOS, хоть на Android. Каждая бутылка, банка или кега пива оснащается специальным DataMatrix кодом, который считывается камерой мобильного телефона. Если код оказался поддельным, то прямо в приложении можно обратиться в Роспотребнадзор. Нарушителям грозит штраф на сумму порядка 300 тысяч рублей.
Как проходит процесс?
Введение обязательной маркировки не стало сюрпризом для производителей слабоалкогольных напитков. 28 февраля текущего года закончился эксперимент, в котором уже приняли участие многие компании-изготовители пивной продукции.
Весь процесс внедрения маркировки происходит в несколько этапов.
- С марта все участники рынка должны были пройти регистрацию в системе «Честный ЗНАК».
- С апреля предприниматели обязаны маркировать пивную продукции в кегах, а спустя полгода (с 01.10), разливаемую в стеклянную и пластиковую тару.
- Последний этап начнется 15.01.24, когда маркировка станет обязательной для всех остальных упаковочных емкостей (алюминиевые банки).
Помимо самого пива под действие новых правил попали различные напитки на пивной основе, например, медовуха, сидр и так далее. Соответствующий список был утвержден 17.02.21 года Постановлением №204. В нем прописаны коды ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС по 11 позициям.
В дополнение к правилам уже прописаны штрафы и наказания за нарушения маркировочного законодательства. В случае отсутствия DataMatrix кода, указания неверного кода ОКПД2 при расшифровке или предоставления неполной информации о продаваемом товаре изготовитель будет оштрафован. Размеры штрафов прописаны для юридических, должностных и физических лиц.
Также с 01.06.2024 года все магазины будут обязаны передавать информацию о продаже слабоалкогольной продукции в «Честный ЗНАК», используя онлайн-кассу.