Логистика, как и любая сфера деятельности, имеет свою проблематику, связанную с персоналом. Логистика и транспорт – довольно обширные отрасли как функционалу, так и по составу задействованного персонала.

Совместно с Сергеем Лукьяненко, руководителем «Лидер Консалт Рекрутинг», попробуем выделить проблематику и общие тенденции, наблюдаемые в отрасли.

Сергей Лукьяненко, руководитель «Лидер Консалт Рекрутинг»

Дефицит низкоквалифицированного персонала

Это проблема всех масс-ориентированных сегментов рынка. Работнику, задействованному на низкоквалифицированных специальностях свойственно чаще, чем персоналу более высокой квалификации, менять не только само место работы, но и в принципе отрасль, в которой он трудится. Как правило, на подобные специальности довольно низкий порог входа в профессию, что обуславливает вероятность ротации/текучки персонала в любой сфере, и транспортной логистике – в том числе. Учитывая, данный факт, мы понимаем, что на самом деле конкуренция за подобный персонал идет не только по отрасли, в которой работает компания, а по всему рынку в целом. Например, подсобный рабочий может трудиться на складе логистической компании, в магазине продовольственных товаров, на стройке, на заводе и т.д. Тем самым, дефицит такого персонала становится общерыночным. В допандемийные времена такой вопрос решался (часто в ущерб качеству услуг/товаров) привлечением мигрантов, которые осуществляли демпинг на рынке труда. Сейчас
же мигрант зачастую «стоит» дороже, чем коренное население.

Оптимизация образовательных программ

Также касается персонала всех областей. Особенно больно она ударила по средне-специальному образованию. Чаще всего в транспортно-логистических компаниях именно такие линейные специалисты составляют основной «костяк». Это водители, экспедиторы, логисты, диспетчеры, специалисты, обслуживающие технику и т.д.

Постепенное планомерное закрытие колледжей/техникумов в моменте способствует уменьшению расходной части бюджета, но в перспективе порождает дефицит квалифицированного персонала. Сейчас мы пожинаем плоды ошибок минувших лет. Например, дефицит профессиональных водителей является не только проблемой в РФ, но и в мире в целом.

Программы подготовки специалистов – еще одна боль

Почти всегда программы не успевают за быстроразвивающимися сферами и обучают, используя материалы и методики даже не 5-летней давности. В то время как отрасль видоизменяется ежегодно. Цифровизация плотно окутала все сферы жизнедеятельности человека, и на рынке лидируют те компании, которые смогли максимально качественно преобразовать в цифру свои бизнес-процессы. А с этими глобальными цифровыми системами в рамках индустрии 4.0 должны работать специалисты — именно этому их и надо учить. В идеале нужно взращивать персонал под себя.

Сокращение инвестиций в человеческий капитал

Ведущие мировые компании уже отметили для себя, что сокращение расходов на персонал – последняя ступень оптимизации, когда оптимизировать что-либо еще не представляется возможным.

Любая организация – это общество, совокупность людей, занимающихся единым делом. Чем профессиональнее команда – тем лучше результат. Профессиональные игроки рынка формируют свою команду, приглашая ведущих заграничных тренеров, инвестируя
в человеческий капитал. К сожалению, не все компании следуют современным тенденциям, а пандемийная неопределенность заставляет топ-менеджмент принимать необдуманные решения.
Стоит отметить, что на сегодняшний день развитие интернет-технологий позволяет персоналу развиваться и в удаленном формате.

Рост агрегаторных площадок

Безусловно, уберизация значительно упрощает ряд ежедневно происходящих процессов, однако, есть риск усиления скрытой монополизации ряда сфер.

На мой взгляд, обычно возникает следующая цепь событий:
— Крупные инвестиции в новую отрасль, отвечающую запросам потребителей.
— Стремительный рост компании, оптимизация бизнес-процессов, инвестиции в человеческий капитал.
— Лоббирование своих интересов в стране зарождения компании.
— Выход на международный рынок, выдавливание конкурентов.
— Достижение статуса монополии де-факто.
— Стагнация, акцент на максимизации прибыли, оптимизация человеческого капитала.
— Грязные игры – выдавливание конкурентов, использование госресурса, переход к скрытой монополии (дробление бизнеса, создание компаний-номиналов, диктование своих условий новым участникам рынка).

Сильная монополия не нуждается в квалифицированных специалистах, развивающих рынок. Её нужда в огромном количестве исполнителей на простейшие задачи.

Давайте вспомним, что на самом деле важно. Не так давно состоялся примечательный мировой инцидент с контейнеровозом «Ever Given» тайваньской компании Evergreen. Сев на мель и застопорив в важный с логистической точки зрения Суэцкий канал, он сбил на определенный период отлаженные процессы, выстроенные специалистами по управлению цепями поставок. Ситуация, по имеющейся информации, возникла не из-за технических факторов, а из-за ошибок команды, человеческого ресурса компании Evergreen. И человеческий же ресурс в виде смелого египтянина на экскаваторе решил данную проблему. Поэтому: развивайте человеческий капитал, и он впоследствии кратно преумножит капитал финансовый.