Экономический кризис и состояние нестабильности, вызванные пандемией коронавируса, сказываются на рынке коммерческих автомобилей.
По итогам за 11 месяцев 2020 года сегмент реализации грузовиков снизился на 7,1%, показатели продаж легких коммерческих автомашин (LCV) упали еще ниже – на 7,5%.
По данным «Автостата» продажи автомобилей падают второй год подряд. В 2019 году продажи новых грузовиков составили 80,7 тыс., что на 2% меньше, чем в 2018 году. Российский рынок LCV в 2019 повторил результаты 2018 года на уровне 112,1 тыс. машин.
Слегка оживающий рынок начала 2020 года резко упал весной: в апреле продажа грузовиков снизилась на 32%, LCV — на 44%. Осенью рынок попытался восстановить позиции, но все равно продажи коммерческих автомобилей закроются с падением на 7-9%. Некрупные компании-перевозчики, находясь в ожидании возвращения к прежним объемам перевозок, максимально сокращали издержки бизнеса, чтобы попытаться с наименьшими потерями переждать эпидемиологические бизнес-последствия.
К сентябрю же часть карантинных ограничений была снята, покупатели пошли в магазины осуществлять «отложенный спрос» — наметился подъем перевозок. Также опасения бизнеса, что после сентября стоимость LCV может вырасти (инфляция, рост курса валют) повлияли на спрос. Почувствовав, что дно кризиса миновало, ряд участников бизнеса решился инвестировать в обновление автопарков те средства, которые удалось к этому моменту найти или сохранить.
Рынок коммерческих автомобилей устроен, как и любой другой: на развитие рынка влияет спрос на грузовые автоперевозки и готовность участников бизнеса инвестировать в отрасль. По словам руководителя транспортно-экспедиторского отдела ГК АРИВИСТ Юрия Баранова, другой важный фактор развития рынка – доступность лизинговых и кредитных форм приобретения бизнесом автотранспорта. В условиях развития рынка, спрос на перевозки растет, подстегивая спрос на коммерческие авто.
В ряде отраслей наблюдается падение спроса на товары, что приводит к падению спроса и на сами перевозки. С другой стороны, развитие рынка коммерческих авто в определенные периоды может мотивироваться необходимостью обновления действующих автопарков или развитии новых. В обновлении автопарка бизнес взял паузу, по словам эксперта, неопределенное будущее отрасли на ближайшие пару лет заставляет бизнес с большой осторожностью как инвестировать свои средства, так и привлекать заемные.
В настоящий момент спрос на LCV-сегмент ощутимо стимулируют крупные компании-перевозчики с большими автопарками («Газелькин», «Грузовичков» и др.), у которых есть значительный запас прочности и активы для того, чтобы пережить кризис. Ритейлеры – это другой сегмент, стимулирующий спрос на легковые автомобили, закупающие автопарки для собственных нужд. В сегменте LCV продолжает лидировать ГАЗ, хорошие позиции держит Ford, наращивает продажи Lada, Hyundai, Citroen.
Автотранспортные предприятия, выбирая транспорт, ориентируются на совокупность показателей:
- Начальная стоимость авто;
- Стоимость эксплуатации (затраты на техобслуживание, ремонты, налоги, расход топлива);
- Надежность (ресурс использования, частота поломок/ремонтов и прочее).
Бизнесу важны период окупаемости инвестиций и последующий период извлечения прибыли, а также остаточная стоимость автотранспорта после прекращения его эксплуатации. Упомянутые автопроизводители в большей степени отвечают этим совокупным требованиям.
Лидирующие позиции продолжает удерживать КАМАЗ, так как производитель смог сделать значительный прорыв в сторону производства современных автомобилей. Также КАМАЗ предлагает не только дизельные, но и газовые двигатели, которые нашли дополнительную нишу на рынке.
Спрос на КАМАЗы, МАЗы, УРАЛы подстегивает то, что они, как продукция российского производителя, в меньшей степени зависят от курсовой разницы и стоимости иностранных валют
В целом же, на указанную статистику влияет снижение рентабельности грузовых перевозок, причиной которой являются ограничения и усилившийся контроль за работой перевозчиков (режим труда и отдыха водителей, перевозки с превышением предельно допустимых весовых характеристик, налоговый контроль и другое), так и увеличение конкурентной борьбы. Темпы роста ставок на автоперевозки в последние годы были значительно меньше, чем темп роста стоимости обслуживания, топлива и прочих расходов, а также стоимости новых авто.
В итоге, покупательская способность компаний-перевозчиков оказалась ниже, чем была несколько лет назад. Компании вынуждены переключить свой покупательский взор в сторону менее дорогих автомобилей, даже если их качество уступает дорогим аналогам. Это объясняет снижение продаж Volvo и Mersedes, одних из самых дорогих автомобилей в отрасли (как минимум, по уровню начальной стоимости). Покупал МАНов переключились на отечественные и китайские аналоги, которые дешевле, но уже не уступают по качеству. Scania удается держать хорошие показатели, потому что этот производитель многими перевозчиками оценивается как идеальный вариант соотношения цена/качество.
Определить, как будут развиваться продажи коммерческих автомобилей в ближайшее время можно, только с учетом спроса на перевозки в этом сегменте рынка. Стимулом для развития сегмента малотоннажных и среднетоннажных перевозок могут стать вводимые ограничения на проезд большегрузов в центры городов-миллионников. Данные ограничения вынуждают бизнес аккумулировать грузы на промежуточных складах, откуда осуществлять довоз до конечных точек на LCV.